Звонница на Прохоровском поле

Звонница на Прохоровском полеЗвонница на Прохоровском поле — торжественный памятник, возведенный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в память о павших здесь в крупном танковом сражении в 1943 г. Автор проекта скульптор Клыков В . архитектор Семирджиев А., инженер Силохин Г В архитектурно-композиционном решении 50-ти метровой величественной звонницы, поставленной на насыпной подиум, использованы приемы и детали, характерные для древнерусских храмов.

(Точное соотношение между элементами декоративного оформления и самой архитектурой позволило автору создать выразительный, запоминающийся образ, более похожий на скульптуру. Высокий четвертик звонницы с закомарными перекрытиями легко несет высокий барабан, завершенный крупным золоченым шаром — символом Российской Державы. На шар поставлена скульптура Покрова Пресвятой Богородицы -заступницы и защитницы России. Скульптура, так же как и шар, покрыта позолотой. Фасады четверика, ориентированные по сторонам света, с арочными проемами входов по их осям украшены многоярусными рельефными композициями на православную и военную тематику. Углы четверика звонницы прорезаны высокими узкими арками. По верху барабана из накладных букв выполнена надпись «Больше всея любве никто же иметь, да кто душу свою положит за други своя». В центре четверика помешен колокол, возвещающий о Победе на Прохоровском поле. Монумент был открыт 3 мал 1995 г. и освяшен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Строительство велось под руководством Попечительского совета «Прохоровское поле» во главе с Рыжковым Н.И.)

Звонница состоит из четырёх белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России.

Над пилонами, в круглой части из белого мрамора золотым блеском сияют слова:
“Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих”.

Ниже виден золочёный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нём навеки. Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час, через каждые двадцать минут, он оповещает ударами о трёх ратных полях.

Первый звон напоминает о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголотатар;
второй — Бородино, спасших отечество от нашествия наполеоновских войск;
третий звон — память о сражении на Прохоровском поле, переломном ходе войны с гитлеровской Германией.

Все четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многофигурными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передаёт каждым клеймом конкретный символ, выражая определённый духовный пласт. Первый пилон “Начало войны” обращён на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, “Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших”, “Святые войны”, “Поединок”, где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика.

Далее — ряд “Герои фронта и тыла”, представленные скульптором: “Связист”, “Пехотинец”, “Сапёр”. С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращённый на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси ещё со времён монголо-татарского нашествия. Ниже — горельеф “Атака”.

На переднем плане горельефа изображён политрук, поднимающий солдат в атаку. Воодушевлённые его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживают артиллерия, танки, авиация. Ряд “Герои фронта и тыла” представлен скульптурами “Санитарка”, “Рабочий”, “Железнодорожник”. Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток.

Горельеф “Объявление войны в городе”: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио. Восточный пилон венчает горельеф “Святая Троица”, по иконе Андрея Рублёва. Ниже идёт ряд “Святые великомученики”, ещё ниже — “Святые воины”: скульптуры преподобного великомученика Ослябы, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф “Возвращение” изображает возвращение жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.

Ряд “Герои фронта и тыла” представлен скульптурами “Крестьянка”, “Партизан”, “Сталевар”. Жаркое июньское лето, пору сенокоса даёт картина “Объявление войны в деревне”, где на фоне занятия мирным трудом врывается страшная весть — война! Южный — победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображён юношей-воином на коне, поражающим дракона. В ряду “Святых великомучеников” мы находим и нашего земляка Иоасафа Белгородского.

Ниже идут ряды “Благословение” — проводы воинов на фронт — и “Герои фронта и тыла” — скульптуры “Лётчик”, “Артиллерист”, “Танкист”. Маршал Г.К.Жуков в парадном одеянии на коне во время Парада Победы. Под копыта коня солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. В руке у маршала цветущая ветвь яблони — символ мира. На заднем плане горельефа ликующая Москва. Огни праздничного салюта рассыпаются над городом-героем.Прохоровское поле

В памятнике Победы на “Прохоровском поле” как бы соединились две главные темы клыковского творчества: героико-патриотическая, к которой он в последние годы тяготеет, и православно-историческая. Найден синтез двух тем, их органическая связь с русскими художественными традициями. Звонница является символом возрождения нашей культуры во всей её православной и исторической полноте, знаком спасения нации. Разорванные нити самосознания народа да скрепятся.

AOF | 29.01.2015 14:38:13