Железная дорога Старый Оскол–Ржава

Железная дорога Старый Оскол — Ржава была построена на кануне Курской битвы. В связи с приближением фронта к Курску поток военных грузов нарастал, пропускная же способность одноколейной ветки Касторная – Курск была явно недостаточной. В этой связи по просьбе Военного Совета Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава, протяженностью 95 км.

Эта дорога была необходима для обеспечения резервами и боеприпасами частей Советской армии, сражавшихся на Курском выступе.

14 июня Курский обком ВКП(б) и исполком областного Совета приняли решение мобилизовать на стройку 1 280 подвод и до 20 тысяч человек, для чего в каждом районе создавались строительные колонны. В кратчайшие сроки на строительство железной дороги прибыли жители Беленихинского, Боброводворского, Волоконовского, Ивнянского, Старооскольского и Чернянского районов.

Строительные работы велись в двух направлениях – со стороны Ржавы и Старого Оскола. Вместе с военными железнодорожниками в строительстве участвовало свыше 25 тысяч колхозников, рабочих и служащих.

Основную массу строителей дороги составляли женщины, подростки, старики. Им была поручена наиболее трудоемкая часть работы – подготовка земляного полотна.

Несмотря на тяжелые условия работы, люди трудились с большим подъемом. Многие переходили на двухсменную работу, трудились по 20 часов в сутки. Четыре, пять, шесть кубометров вынутой земли на человека вместо трех с половиной становились нормой для передовиков стройки.

В среднем по 3 км пути вводилось в строй ежесуточно. То были невиданные до этого темпы. Трудящиеся Курской и нынешней Белгородской областей вместе с военными строителями выполнили огромный объем земляных работ – переместили вручную 800 тысяч кубометров, построили 48 искусственных сооружений общей протя женностью 750 метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов. Было уложено 164 км главных и стан ционных путей.

К 15 июля все основные работы были закончены.Движение по новой линии открылось 19 июля 1943 года.Всего 32 дня потребовалось для сооружения почти стокилометровой дороги. Это было выдающимся достижением, не имевшим себе равных в практике мирового строительства.

За трудовой подвиг большая группа участников стройки – 386 человек – за досрочное выполнение задания ГКО и особые трудовые отличия была удостоена правительственных наград.

В 2008 г. в Старом Осколе к 65-летней годовщине Победы в Курской битве открылся памятник женщинам – строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава (автор памятника – белгородский скульптор А. Шишков).

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.