Жалейка

Этот инструмент получил такое название благодаря своему «жалостливому, порой... плачущему» звуку. Вообще жалейкой назывался пастуший язычковый инструмент. В нашей области за жалейкой закрепилось еще два названия — рожок и пищик. О Такие названия определили скорее всего конструкция и материал, из которых мастера изготовляли этот инструмент.

Часто жалейка делается из деревянной дудки с несколькими отверстиями, в которую с одной стороны вставляется густое перо-пищик, а другая сторона просовывается в бычий рог (отсюда название — «рожок»).

Пищик также может быть сделан не только из гусиного пера, но и из тростника, ореха, лещины. Некоторые мастера приспособились делать пищик из дерева, так как тростниковый быстро размокает, нарушает настройку и вообще не звучит. Сама дудка может быть сделана из ивы, бузины, клена, тростника (иногда даже из жести).

5 отверстий для пальцев на дудочке называются «голоса», они пронумерованы снизу вверх. Во время игры никогда не бывают открыты все дырочки. Если поочередно закрывать дырочки снизу вверх, то образуется строй гаммы до, ре, ми, фа, соль, и т.д.

Длина, размер и диаметр рота, в который вставляется второй конец дудочки влияет на высоту, силу, тембр звука. Рог обычно берется бычий, так как у коровы он ребристый. Его шлифуют, долго варят, сверлят дырку, а затем приспосабливают к дудочке, иногда приклеивают, иногда нет.

В селах Алексеевского и Красногвардейского районов особенно была распространена двойная жалейка или пищик. (Историюэтого инструмента подробно описал В.М. Щуров).

*)

От простой жалейки пищик отличается тем, что в нем две дудочки, которые вставляют опять же в бычий рог, хорошо вычищенный, так, чтобы стенки стали тонкими и светились. Раструб рога должен быть загнут побольше. Это влияет на силу звука.

Из рассказов народных инструменталистов Белгородчины Е.М. Сапрыкина (1905 г. рождения, с. Афанасьевка Алексеевского района) и М.В. Сычева (1910 г. рождения, с.Стрелецкое Красногвардейского района) можно сделать вывод, что изготовление инструмента — дело тонкое и щепетильное. Оно требует от создателя не только точного следования технологии, но и любви к музыке вообще.

Способ изготовления пищика таков — на стволах очищенного камыша нарезаются язычки; обе дудочки скрепляются вместе и объединяются одним раструбом из бычьего рога.

Стволы инструментов имеют названия по количеству имеющихся там отверстий, т.е. «тройник», «шестерник». Настраивается инструмент так, чтобы один пищик продолжал звукоряд другого. Вообще, стандартного звукоряда у пищиков нет. Строй инструмента зависит от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя. Большую часть репертуара жалеечников составляют плясовые наигрыши.

В материалах последних экспедиций (1995-96 г.г.) сотрудников Белгородского государственного центра народного творчества отмечается, что в Алексеевском и Красногвардейском районах на жалейках и пищиках почти не играют, хотя и помнят о них. Правда, в с. Казацкое Красногвардейского района есть один мастер и музыкант-жадеечник — Воронков Федор Григорьевич (1914 г.р.).

Свои наигрыши он называл названиями, которые сохранились еще с 19 века: «Общая», «Степная», «Дай выйду», «Петракова», «Рассыпчатая».

А в с. Нижняя Покровка того же района живет довольно молодой человек Виктор Иванович Нечаев (1965 г.р.), который играет на этом инструменте, учится, перенимает традиции изготовления его.

Однако не только народные музыканты играют и делают жалейки. Этим с увлечением начали заниматься и профессиональные музыканты, в частности Б.Г. Белянчиков, преподаватель Белгородского колледжа культуры и искусства.

В Белгородской области делает жалейки и хорошо играет на них руководитель интересного и известного уже за рубежом ансамбля «Потешки», Алексей Павлович Новиков.

Лит.: Русские народные инструменты Белгородской области. Горюнов Б.А., Елисеева О.В. Метод. пособиие.- Белгород 1998г. Народная культура Белгородчины.

AOF | 18.05.2015 17:05:32