Вербное воскресенье

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе, установленный в воспоминание Иисуса Христа перед его крестной смертью.Начало праздника восходит к глубокой древности. Указания на него встречаем в поучениях Мефодия Патарского (III в.), в песнопениях Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Федора Студита (с VII века). От обычая употреблять в этот день ветви пальм (вайи) праздник называется Неделею Вайи. На Руси вайи заменяются вербами, ибо они раньше других древесных растений первыми выпускают почки, являя собой как бы первые цветы.Собираясь ко всенощной в церковь, селяне ломали ветки вербы, которая обильно кустится в крае по ярам, лощинам, у рек. С зажженными свечами, веточками вербы песнопениями они «встречали и приветствовали невидимого грядущего Господа — победителя ада и смерти». До сих пор пожилые селяне отправляют этот обряд храня в течение всего года освященные вербы, украшая ими «святой угол» или высаживая в саду. Старожилы сел свято верят, что освященная верба обладает особой очистительной силой, способной защитить домочадцев, домашний скот от порчи, болезней, сглаза, злых духов и людей, хищного зверя. Свидетельство тому — бытующие повсеместно «вербные» обряды. Так, по дороге из церкви каждого встречного, а особенно детишек, надлежало похлестать веточкой со словами:

Верба хлест , бей до слез,
Не я бью, верба бьет,
И чтоб выросла сама,
Така кудрява, как верба.

Дома хлестали ребятишек, всех домочадцев, приговаривая: «Как вербочка

растет, так и ты расти», или:
Верба хлест , бей до слёз,
Не я бью, верба бьет
Не умирай, дожидай,
Красного яичка.
Верба секи, велико расти
Красно коко уже недалеко.
Верба бьет, не я бью,
Верболозт бьет до голос.
За тыжденъ, Велик день,
Недалечко красное яечко.
Не я бью, верба бьет,
Красны коки недалеки,
Один день - В елик день.

То есть с Вербного воскресенья начинали готовиться к святой Пасхе — «красны коки — уже недалеки», а придет Пасха — и красные яйца будут.Было принято и скотину веточкой вербы хлестать «от хвори и зверей». Здесь же, во дворе, хозяйка втыкала веточку в землю, «чтобы скотина двор свой знала».В ряде мест освященную вербу клали в пойло заболевшим животным. По народному поверью, ветки вербы должны были уберечь дом от пожаров летних гроз.Все последующие после Вербного воскресенья дни до Пасхи посвящено, воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: его страданий, искупительной смерти и погребения, ввиду чего названы Страстной седмицей. Каждый день ее наполнен событиями особого смысла и значимости, почему и называются Великими.Не говоря про святость этих дней в христианском миру, следует вспомнить некоторые народные обычаи, бытующие в крае до сих пор, начало которых утеряно>

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 08:59:45