Праздник вознесения

Конец весны — начало лета (май и июнь) — время новых праздников, отмеченных в народном календаре края по-особому. В числе первых по времени значитcя Вознесение Господне, именуемое в ряде регионов как «Взвесенье», «Ушествие», «Вшествие», «Шестие» — праздник, в котором христианское и языческое начало переплетены воедино.К первому — относится предание о воскресении и вознесении Господа на небо, чтобы раскрыть для нас двери царства Божия. По традиции на Вознесение повсеместно пекут символические лесенки — удлиненной формы хлебные изделия с поперечными украшениями в виде перекладинок, как бы лестничных ступенек «чтобы Спасителю было легче взобраться туда».Ко второму мы с полным основанием относим обряды, связанные с почитанием земли-матушки, буйной растительности, хлебных злаков.

Не случайно, что именно в поле девушки соединяли свои «лесенки» вместе для роста ржи, пшеницы, конопли со словами: «Дай нам, Боже, ныне много, а на лето еще боле». Затем обрядовое печево съедалось, а в ряде мест — хранилось в святом углу до сбора урожая.Большебыковские девушки на Взвесенье уходили в поле с блинами, где и совершали трапезу. Помнят старожилы этого села и обычаи дня «женомироносицы», для которого характерны гуляния девок с женихами в избах и угощения яичницей и кашей.В Валуйском районе на Вознесение из «куги», «акучи», (камышевой травы, растущей вдоль реки Оскол) делали чучело «кукушки». «Обряжали» ее как девушку: в девичий наряд, украшали ленточками, цветными лоскутками. Затем девичья «процессия» направлялась в сад, где чучело «кукушки» укреплялось на плодовом дереве «на всю неделю» до Троицы.Примечательно то, что в Колосково, например, рядом с «кукушкой» девушки усаживали «кукуя» (чучело, одетое в мужской наряд), после чего кумились. Разойдясь по парам в кусты, подруги обменивались яйцами, одеждой, украшениями, обнимались, целовали друг друга и с этого дня почитались на целый год кумами:

Теперь ты мне кума, я тебе кума —
Помошница на все дела.

В Белгородском районе праздник Вознесения девки также отмечали на природе. Из травы делали чучело «кукушки», которое «хоронилось» с плачем и причитаниями:

Кукушечка, наша милая,
Как же ты мало кукуешь.
И зачем же ты. рано от нас улетаешь?
И когда теперь мы услышим тебя?

Еще более архаичный плач по «кукушке» воспроизвели двулученские певуньи:

Ох, милая же ты моя, кукушечка,
Ох, жалобная ты дюже гуркушечка.
А как же ты дюжа жалобно гуркуешь,
А мы же тебя все людюшки добрые слушаем
И у тебя спрашиваем:
«Ох, милая же ты, кукушечка!
Да и где же ты это в лесу летаешь?
Да и где же ты так это долго бывала?»
А как же мы тебе милая,
Как же мы дюже тебе ждем, приведаем,
А може думаешь — скоро к нам прилетишь?

В Яковлевском селе Мощеное на «Ушествие» девки «кстили» «кукушку» в лесу под песню:

Кукушка-трава, кому ты кума?
Кума я тебе, Варварушки свет,

— они «кумились» (целовались), обменивались крестиками, бусами, ленточками и с этого дня назывались кумами. Оставив куклу-кукушку на дереве, девушки шли домой на «лапшовник» (обрядовое блюдо, приготовленное из лапши, яиц и молока).В селе Пороз, что в Грайворонском районе, девушки каждой улицы делали свою «кукушку» и с пением обрядовых песен шли «на граня». Там, образовав свой круг, в центре которого стояла женщина с «кукушкой», начинали обряд «заламывания». Суть его заключалась в стремлении каждой девушки отломить веточку «кукушки» с ленточкой, ибо это считалось добрым знаком.«Хоронили кукушку» под песни на Семик. Здесь же в лесу устраивали пышную трапезу («каравайцы»-хлебец из пшена, яичница, сало). Таким образом, праздник Вознесения Господня, по существу, предварял и открывал обряды семицко-троицкой недели, особо почитаемой на Белгородчине и напрямую связанной с древним культом растений. Она приходится на седьмую неделю от Пасхи и в народе называется по-разному: «зеленой неделей», «зелеными Святками», «семиковой неделей», «русальской неделей» и включает Троицкую родительскую субботу, Семик, день Святой Троицы, Духов день.

Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины )



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи

Сёла Белгородские. Энциклопедическое издание.

Осыков Б.И