Успенский Валуйский мужской монастырь
Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь
Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь — был расположен в трех верстах к югу от Валуек. «Пристаннчсский» от слова «пристань» — линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на реке Валуи, в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.
Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм — Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.
Важное место занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в социально-экономических и общественно-политических отношениях порубежного края. Долгое время он служил острогом (сторожевым пунктом), при котором действовала посольская размена: здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатических миссий в Москву и обратно. Монахи выступали в качестве переводчиков. Непростые это были времена: в начале XVII в. здешняя местность считалась очень опасной, сюда посылали на службу по очереди - желающих не было. И город, и монастырь подвергались набегам крымских и ногайских татар. Помимо внешней опасности, жизнь монастыря осложнялась и другими обстоятельствами. С момента своего основания он обладал самостоятельностью, закрепленной царем Михаилом Федоровичем в «несудимой грамоте», дававшей такие привилегии и права, которые делали из монастыря и его вотчин самостоятельное поселение, подчинявшееся только московской власти.
Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «...конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».
Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.
Следует отметить, что названия монастыря на протяжении долгого времени менялись: Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки и др. Название Пристанский историки объясняют тем, что около монастыря при слиянии рек Оскол и Валуй была пристань. Однако уже в конце XIX в. это наименование не употреблялось. Название Успенский связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Несколько раз он пытался принести икону в городской храм, но она все время чудесным образом возвращалась на место обретения и, только будучи переданной в монастырь, осталась в его стенах и составила духовное сокровище обители.
Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.
Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа Екатерины II, предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.
Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.
Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы
Другим источником доходов в то время оставалась выстроенная по указу Петра I мельница. Только благодаря особому высочайшему указу эта единственная мельница была сохранена для монастыря при передаче в 1764 году монастырских угодий в казну. После перестройки в 1854 году при хороших урожаях мельница приносилазначительный доход (как хлебный, так и денежный), который шел на содержание монашествующей братии и возведение необходимых хозяйственных построек.( см. также Храмы и монастыри Белгородской области)
Лит.:Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.2. Средне-русская черноземная область.С.-Петербург, 1902. - С. 519 Белгородская и Старооскольская епархия. Свято-Николаевский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря: памятный альбом, посвященный завершению реконструкции. Сентябрь 2011года: для широкого круга читателей/сост.: С. В. Баранова, Н. М. Борисенко, И. А. Кошель; благотворительный фонд «Созидание» - Белгород: Бел.Ру, 2011. - 160 с.: ил. - (К 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского). - Библиогр.: с. 159.
- Создано 11.02.2015 05:56:47
- AOF
Комментарии (0):
Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.