Димитриевская церковь в селе Белый Колодезь

В 1748 году было основано село Белый Колодезь (Большой Колодезь). В 1760 году к востоку от поселения была построена церковь, освященная во имя свя­того великомученика Димитрия Солунского. При постройке каменной Тро­ицкой церкви Димитриевская обращена в кладбищенскую, а в 1904 году вновь открыта стараниями прихожан. Здание церкви было деревян­ным, на каменном фундаменте. Снаружи было обито доской и окрашено. На металлической крыше храма возвышался крест из желтого металла. Здание церкви и кладбище священни­ков, располагавшееся за церковью, в 1905 году были обнесены деревянной оградой.

За оградой располагалось кладбище мирян, где хоронили примерно до 1905 года. Слева от церковных ворот, за оградой стояла деревянная колокольня: на столбах 4 бронзовых колокола, железная крыша, на ней небольшой крест. На колокольню поднимались по лестнице с перилами. Звон возвещал о службе, великих праздниках. Жители села вспоминают о благозвучии перезвона: «Особенно на Пасху хорошо звонили, колокола просто выговаривали. А в зимнюю пургу, когда не видно ни неба, ни земли, сторожи обязаны были ночью периодически звонить в колокол, чтобы указать заблудившимся путникам жилое место».

Храм был устроен следующим образом: притвор, где располагалась сторожка («каравулка») и совершался обряд крещения; средняя часть (на местном диалекте «бабник»), где собирались прихожане на службу, и алтарь («мужишник»), куда, по рассказам, «только батюшка ходил и сторожи». Средняя часть изнутри - это большая прямоугольная комната, без свода. На потолке была роспись. Среди наиболее запомнившихся прихожанам сюжетов - крупное во весь рост изображение распятого на кресте Иисуса Христа. В храме было много икон, церковной утвари, в библиотеке - 180 томов духовных книг для чтения, в церковном архиве хранились копии метрических книг с 1780 года.

В церкви совершались все православные обряды и службы. На клиросах всегда пели хоры. Служащие церкви, два священника, диакон, два псаломщика делились на два штата, а приход на две части. У священни­ ков было собственное жилье, а у псаломщиков съемное. Жалование состояло из кружечного дохода и аренды за землю. У священников - 700 рублей в год, у псаломщиков - 235 рублей в год. В 1911 году священниками были Николай Георгиевич Протопопови Тихон Михайлович Иосифов, псаломщиками Павел Фомич Мосимщенко и Петр Семенович Ковалев. Церковным старостой был Тихон Иванович Бузин.

Николай Георгиевич Протопопов происходил из семьи священника. В 1888 году окончил курсы в Воронежской духовной семинарии. 9 июля 1888 года поступил псаломщиком к Вознесенской церкви села Пристенного Валуйского уезда, а 20 ноября 1889 года назначен священником. 24 августа 1900 года по прошению переведен к Троицкой церкви слободы Белый Колодезь Валуйского уезда. С 1 октября 1900 года Николай Георгиевич проходит должность законоучителя Белоколодезской земской школы. Женат был на Татьяне Васильевне, от совместного брака у них было восемь детей: Митрофан (16 ноября 1890 г.р.), Антонина (24 февраля 1893 г.р.), Валентина (25 января 1895 г.р.), Василий (1 января 1897 г.р.), Михаил (29 сентября 1900 г.р.), Елена (27 апреля 1906 г.р.), Александр (18 декабря 1908 г.р.), Зоя (1 мая 1911 г.р.)

Тихон Михайлович Иосифов происходил из семьи псаломщика. В 1888 году окончил курсы в Воронежской духовной семина­ рии и 16 мая назначен псаломщиком к Димитриевской церкви с. Никитовка Валуйского уезда. 1 июля 1888 года перемещен к Покровской церкви Бобровского уезда. 28 октября 1891 года назначен священником к Вознесенской церкви с. Сиротовка Острогожского уезда. С 12 нояб­ ря 1897 года переведен священником к Димитриевской церкви с. Белый Колодезь Валуйского уезда. Женат был на Ольге Ивановне, от совместного брака у них было семеро детей: Леонид (6 августа 1892 г.р.), Сергей (15 июля 1897 г.р.), Валентина (20 апреля 1899 г.р.), Александр (5 апреля 1901 г.р.), Варвара (3 но­ ября 1904 г.р.), Борис (28 апреля 1908 г.р.), Дмитрий (10 августа 1910 г.р.).

Павел Фомич Мосимщенко обучался в Воронежской духов­ ной семинарии. 4 декабря 1907 года по определению епархиального начальства утвержден в должности псаломщика Димитриевской церкви. Женат был на Александре Ивановне, у них бы­ ла дочь Лидия (22 марта 1911 г.р.). Вторым псаломщиком был Петр Семенович Ковалев. Обучался в Воронежской Духовной семинарии. 7 декабря 1910 года пределен исполняющим должность псаломщика. Общий приход - 717 дворов, 7063 души обоего пола. Кружечные доходы (пожертвования) составляли основной доход церкви. За 1911 год их получено 1800 рублей на два штата.

Приход включал в себя село Белый Колодезь, хутор Лозной и хутор Водяной. Церковь владела 70 десятинами пахотной земли. Эти земли находились во владении причта. План на землю хранился в церковном архиве. Качество земли оценивалось как малоплодородное. Средний доход, ею приносимый, - 390 рублей, деревянная лавка приносила до 40 рублей в год. Сторожи, выполнявшие функции звонарей, также -кормились с церкви», то есть получали жалованье с «кружечных» доходов.

Димитриевская церковь рас­полагалась в 228 верстах от Воронежской Духовной Консистории, в 50 верстах от уездного города Валуйки. Опись церковного имущества заведена в 1867 году. Приходно- расходные книги с 1909 года, обыскная книга выдана в 1907 году. Церковные деньга находились «за ключом и печатью церковно­го старосты», часть денежных средств находилась в кредитных учреждениях. На 1911 год их сумма составила 1651 рубль. Действовала церковь до сере­дины 1930 годов. Как и все бесхозные строения, церковь стали грабить, забирать утварь, иконы. Утеряны церковный архив и библиотека.

Судьба икон разная: их прятали, сохраняли, ломали. В июле - августе 1941 года на глазах у жителей села, приезжие люди сняли, раскололи и увезли колокола. Немногим позже с крыш храма и колокольни сняли и увезли железо - «для военных нужд»34. В ноябре - декабре 1941 года в селе находились два автобатальона русских солдат. Офицерский состав был расквартирован в частных домах, рядовые батальонов располагались в здании «красной школы» и колхозной конторы, что была почти рядом с храмом. Солдаты разобрали здание церкви, часть бревен использовали для отопления помещений, а часть жители села пустили на ремонт «среднего моста».

Просуществовав почти два ве­ка (181 год), исчезла с лица земли церковь в селе Белый Колодезь. В 2009 году на месте, где стоял храм, установлен памятный крест. В бытность церкви в день па­мяти славного святого великому­ ченика Димитрия Мироточивого Солунского, 8 ноября (26 октября по старому стилю), в селе отмечался храмовый праздник. В церкви проходило торжественное праздничное богослужение, на «базарской»  площади  шумела Димитриевская  ярмарка. Нарядные прихожане, жители села, приезжие после службы в храме ходили в гости,  на ярмарку,  катались  на  «ярмарошной» карусели.

Лит.: Церкви Вейделевской земли. К 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского/ под общ. ред. М.М. Ушатовой. -
Белгород: «Везелица»,



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи