Стоянки людей каменного века. Вейделевский район

Подгоровский катакомбный могильникУченые предполагают, что родиной первых людей является Африка. Примерно 30-40 тысяч лет назад люди пришли в наши места, селились по берегам крупных и не очень крупных рек. Они пришли из более южных областей и находились на неандертальской ступени развития. Среди археологических памятников мустьерские - самые древние, их обнаружено пока только три: у села Шубное на границе Алексеевскою и Острогожского районов, кремневое скребло, найденное в 1959 году у станции Полатово, и кремневая мастерская у села Герасимовка Валуйского района, исследованная киевским археологом А.А. Кротовой в начале 80-х годов XX века.

Но на смену теплому межледниковью шло Валдайское оледенение. Холода усиливались, леса стали исчезать, их место заняли тундра и лесотундра вплоть до Черного моря. М.И. Карагодин утверждает, поиск орудий и стоянок людей каменного века необходимо вести на территории сел Саловка, Белый Колодезь, Николаевка. Есть надежда, что когда-либо подобные поиски привнесут много нового в историю нашего края.

Наши места с VI тысячелетия до н.э. и до сегодняшнего дня были постоянно заселены. До XIII века земли нынешнего Вейделевского района входили в состав половецкой кочевой державы, которая погибла под ударами монголо-татарских орд. Здесь побывали и аланы (предки осеттин), и русы-тюрки, и древние болгары, и киммерийцы, и скифы, и сарматы, и черные болгары, и роксоланы (русколуне), и хазары. В степи остались лишь курганы. На территории только нынешнего Вейделевского района их более 120, в окрестностях Николаевки - три. Собственно, все курганы являются могильниками.

Самый большой «наш» курган - за Николаевкой, в сторону Белого Плёса, его издавна называют Могилой. Правда сейчас он еле заметен, так как прямо по кургану прошла дорога. Второй - в сторону хутора Ногино, третий - по направлению к хутору Ясенов. После разгрома татаро-монголов стала постепенно заселяться вся территория Дикого поля. Стойбища людей обнаружены в нашем районе в двух местах: около сел Саловка и Белый Плёс. В Саловке уже проведены раскопки и археологические исследования, это небольшое временное поселение эпохи камня. Возле Белого Плёса, на холме в сторону Николаевки, еще раскопок не было, предполагают, что это остатки селения сельского типа, не имеющего оборонительных сооружений.

Маяцкое городище в Воронежской области и Салтовский могильник в Харьковской стали основой для возникновения салгово-маяцкой культуры. В зону понятия этой археологической культуры попадает и вейделевская земля. Изучение ее началось в 1900 году, года учитель В.А. Бабенко вместе с учениками начал раскапывать катакомбы на Салтовском могильнике. Молва о раскопках В.А. Бабенко дошла и до вейделевской Саловки. Воронежские археологи, проводившие раскопки, извлекли из Саловской горы много; разнообразных предметов, погребенных вместе с умершими. У изголовья покойника ставились два кувшина, видимо, для; воды. В мужском погребении часто находили остатки конской сбруи, стремена, бубенчики, бляхи, секиры. В могилах погребенных женщин присутствовали кольца, бусы, бронзовые зеркала и другие предметы туалета.

По-разному осуществлялся и ритуал захоронения. Мужчин хоронили в центре катакомбы, лежащими на спине, а женщин - в скорченном положении, причем лежащими на левом боку. Видимо, даже этим наши предки хотели подчеркнуть безраздельную подчиненность женщины мужчине, что женщины царствуют, но не управляют. Аланские захоронения отличались обилием погребенного инвентаря. Значит, наши древние предки несомненно верили в загробную жизнь как продолжение земной.

Народы, занимавшиеся земледелием на территории нынешнего Вейделевского района, проживали в полуземлянках, имевших квадратную форму, углубившись до одного метра. Жилища с двускатными крышами сооружали из дерева, засыпая их землей. Очаг располагался в центре и горел постоянно. У них были боевые топоры, копья, ножи. У каждого воина был именной неповторимый нож, украшенный серебряными или бронзовыми бляхами. Количество бляшек на поясе подчеркивало индивидуальность владельца, определяло общественное положение, уважение к воину.Все оседлое население делилось на земледельцев, ремесленников и воинов-всадников.

Есть предположение, что Белоплесенское селище скоро станет объектом археологических раскопок. А пока кое-что удается обнаружить краеведам-любителям. Например, в Николаевском школьном краеведческом музее находится так называемая «каменная голова». Нашел ее в своем огороде во время уборки картофеля в 70-е годы прошлого столетия учитель местной школы Слета Борис Степанович,который и передал ее в дар школьному музею.

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.