Сорока

Женские головные уборы

Женские головные уборы

Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народным поверьям обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Головной убор подчеркивал не только изменение семейного положения женщины, но также и ее социальное и имущественное состояние.

Основу всех разновидностей южнорусских женских головных уборов типа "сороки" составляла сшитая из простеганного холста, уплотненная пенькой или берестой твердая налобная часть, надеваемая непосредственно на волосы.

На Среднем Урале сорокой называли мягкий головной убор простой конструкции: к куску ткани, имеющему закругленные края в верхней части, пришито очелье, переходящее в завязки, которые завязываются на голове поверх хвостовой части. Шили сороку из холста или шелковых материй.

В зависимости от формы, плоской или имитирующей отходящие назад рога, она именовалась кичкой или рогатой кичкой. Именно эта деталь убора придавала всей его конструкции ту или иную форму, получавшую свое завершение при помощи верхней части – своего рода чехла из кумача, ситца или бархата, - сороки; затылок закрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень.

Женские головные уборы

Вокруг названных трех элементов создавался сложный по составу и многослойный головной убор. Иногда он включал в себя до двенадцати частей, а его вес достигал пяти килограммов. Специфические условия появления и существования сороки, преимущественно домашний способ ее изготовления и украшения способствовали возникновению множества различных вариантов этого убора. В коллекциях музев встречаются экземпляры рогатой, копытообразной, лопатообразной, котелкообразной форм. Помимо этого в каждом типе на одной и той же территории могли наблюдаться значительные вариации.

Так, в Рязанской губернии наряду с почти плоскими кичками с едва намеченными рогами на их очелье есть и головные уборы с рогами длиной до тридцати сантиметров. В Тульской губернии они совершенно видоизменялись посредством дополнительной сложной конструкции из нескольких вертикально закрепленных слоев присборенных лент, производящих впечатление пышного яркого веера.

В начале XX в. сорока (сорочка) бытовала у кержацкого населения во многих районах Свердловской области. В некоторых местах сорока была частью многосоставного головного убора: ее надевали с повойником и покрывали платком. В начале XIX в. у женщин всех групп населения существовал устойчивый обычай накрывать голову в головном уборе покрывалом Заводские жительницы носили кокошники с «покрывалами коноватыми или кисейными», жены екатеринбургских купцов - с «разными фатами, особливо флером, часто шитым золотом и серебром».

Головные уборы особенно отличались друг от друга способами и сюжетами декора, своей цветовой гаммой. В Орловской, Тульской, Курской, Воронежской губерниях предпочтение отдавалось светло-красным, зеленым, желтым цветам, в то же время на юго-востоке - в Рязанской, Тамбовской губерниях - темно-красному и черному. На очельях широко применялась вышивка росписью, набором и гладью разноцветным шелком, шерстью, хлопчатобумажными нитями с добавлением блесток и бисера. Она давала исчерпывающую информацию о возрасте. Наиболее ярко украшались головные уборы молодых женщин до рождения первого ребенка. Постепенно узор становился все более сухим и сдержанным.

Старухи носили сороки с белой или разреженной черной вышивкой. Делавшийся так же, как и сорока, из кумача и бархата, позатылень покрывался по всей поверхности плотной вышивкой, дополненной часто еще золотым шитьем. Его рисунок на очелье и позатыльне, как правило, не совпадал по орнаменту и пропорциям. Кроме того, последний нередко орнаментировался нашивками лент, позумента, блесток, пуговиц, а иногда целиком состоял из тяжелой и объемной сетки снизанного разноцветного бисера с многочисленными кистями из бисерных жгутов и шелковых нитей.

Помимо трех основных частей южнорусский головной убор имел и многочисленные сопутствующие детали, изменяющиеся в зависимости от возраста владелицы и территории бытования. Так, у молодух Тамбовской губернии в комплект входило несколько рядов нашитых на полосы ткани длинных ярких шелковых лент, имитирующих распущенные волосы. К их концам иногда прикреплялись раковины каури. Эти ленты подвязывались к головному убору, начиная от висков вокруг всей затылочной части.

Передняя часть сорок украшалась полосой блестящего позумента, "кудерьками" из перышек селезня. В Тульской губернии широкое распространение получили пучки ярко окрашенных перьев домашней птицы, затыкаемые сбоку под головной убор, и шарики - "пушки" - из гусиного пуха, прикреплявшиеся к кичке или уху. Иногда ушные раковины прикрывались поушками или крылышками с позументом, тесьмой,бисером, блестками.

В первые годы после замужества и до рождения первого ребенка молодые женщины во время праздников надевали еще и "дымку" или фату -кусок прозрачной ткани, обшитой узким металлическим кружевом или бахромой. Однако с возрастом головной убор утрачивал свою нарядность и многослойность и становился более простым и сдержанным по орнаменту у цвету.

Лит.; Русский народный костюм Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина, Народное искусство Урала. Традиционный костюм ред.-сост. А.А. Бобрихин; А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.М. Тихомирова [Свердловский областной Дом фольклора]. Екатеринбург: «Издательство «Баско»

AOF | 14.11.2018 17:23:39