Сарафан - часть женского костюма

Описание сарафана

К началу XX века в ряде мест понева либо вытесняется сарафаном, либо изменяется крой, приближающий ее к юбке, сшитой из прямых клетчатых полос, более длинной, чем ранние образцы этого вида одежды. В северных и центральных, некоторых местах западных и южных губерний России, в Поволжье, на Урале и в Сибири сарафан - длинная плечевая одежда без рукавов - являлся после рубахи главной составной частью женского костюма.

"Сарафан" - термин восточного происхождения, он первоначально означал "одетый с головы до ног" и в документах XIV века применялся к мужской княжеской одежде. Женская одежда подобного рода, с XVI века существовавшая в крестьянской среде, преимущественно северо-западного региона, имела различные названия, связанные с ее покроем или материалом изготовления: костыч, сукман, косталан,дольник, клинник, штофник, кумачник, китайник и другие.

К XIX веку наименование "сарафан стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплекс костюма с ним распространился на обширной территории, вытеснив в отдельных районах южнорусский комплекс с поневой.

По своему покрою сарафаны были весьма разнообразны. Среди них можно выделить четыре наиболее типичных вида, происхождение которых объясняется различными причинами исторического и социально-экономического характера, местными культурными традициями: косоклинный глухой сарафан, распашной или со швом спереди, прямой, собранный на обшивке, с лямками, сарафан с лифом.

Самым древним из них является глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Новгородской, Олонецкой, Псковской, а также среди девушек Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской. Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные или продольные клинья.

В собрании музея имеется интересный экземпляр глухого сарафана "ферязи" из красного сукна, с длинными узкими ложными рукавами, привезенный из Псковской губернии. Косоклинный распашной сарафан широко распространился не только по территории Европейской части России, но также и в районах Приуралья, в отдельных областях проживания русского населения на Украине и в Сибири.

В ряде случаев специфические условия быта, контакты с окружающим нерусским населением внесли некоторые изменения в облик и способы украшения этого вида одежды. К началу XIX века он заменил глухой и в районах северо-запада.

Распашным сарафан называется потому, что его перед состоит из двух, а не одного, как в глухом, полотнищ ткани, соединенных застежками на медных, оловянных или серебряных пуговицах или сшитых и имеющих чисто декоративную застежку. Бока расширены дополнительными клиньями, придающими силуэту трапециевидную форму.

По расположению клиньев внутри этого типа сарафана выделяют его всевозможные разновидности. Свадебные и праздничные шили из парчи и штофа.Более поздним по времени возникновения является круглый или прямой сарафан на лямках, встречающийся преимущественно в центральных районах России, а со второй половины XIX века также в ряде южнорусских губерний.

Впоследствии он вытеснил тяжелый косоклинный сарафан из парчи, поскольку был проще в изготовлении. Для повседневного использования его шили из недорогих тканей: пестряди, дабы, ситца, а праздничный - из ярких по цвету шелковых тканей.

В XVIII и начале XIX века в богатых семьях для свадебных сарафанов чаще всего использовалась полупарча, специально вырабатываемая для этой цели фабриками. Преобладали голубой, зеленый, темно-синий и темно-вишневый тона. По полю шелка были разбросаны отдельные цветы или их букеты, затканные золотой либо серебряной нитью.

Нередко по передней линии разреза сарафаны украшались золотым и серебряным кружевом а также дорогими, филигранной работы пуговицами. Менее обеспеченные крестьянки шили праздничные сарафаны из домотканых гладко-крашенных или расцвеченных набивным узором тканей.

В южных районах - Тульской, Рязанской, Курской губерниях - предпочитали канифас, атлас, белое и черное сукно, китайку. Выбор ткани зависел от достатка в семье и назначения вещи. Спереди и по подолу сарафаны украшались кумачными вставками, кружевом, лентами, тесьмой, блестками, позументом.

Особенно интересны черные шерстяные сарафаны из Курской губернии с богатой плотной вышивкой красными, зелеными, желтыми шерстяными нитями. Для работ по дому и хозяйству употребляли пестрядинные в мелкую клетку. Во второй половине XIX века сарафаны получают наибольшее распространение, становясь повседневной одеждой.

AOF | 14.11.2018 17:27:24