Рубаха женская

Рубаха женская.

Издавна основой женского и девичьего костюма была рубаха - его древнейший, общеславянский элемент. По всей территории России девушки и женщины носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления.

Рубахи были цельными и составными. Цельные шились из четырех продольных полотнищ холста и носились главным образом девушками, особенно в южных районах страны, в некоторых местах - старухами, иногда служили погребальной одеждой.На севере они встречаются реже.

Для XIX века типичны рубахи из двух частей, соединенных швом по талии или несколько ниже. Верхнюю их часть -"рукава", "воротушку", "грудку", "оплечье"(северные области) или "стан", "станушку"(на юге) - делали из тонкой и нарядной, часто покупной, ткани.

Нижнюю часть - "подставу" - изготовляли обычно из домашнего грубого холста. На севере и среди казаческого населения Урала, Сибири употреблялись рубахи из дорогих шелковых тканей и кисеи с блестками "мушками".

С середины столетия все чаще встречаются рубахи, сшитые из фабричных хлопчатобумажных тканей: миткаля, коленкора, ситца, сатина, кумача. Особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в губерниях с интенсивно развитой текстильной промышленностью (Московская, Владимирская и другие).

Известно несколько конструктивных типов русских женских рубах, среди которых наиболее распространенными были рубахи с "поликами"(прямыми или косыми) - плечевыми вставками, расширяющими их верхнюю часть и ворот. Они пришивались либо по основе, либо по утку.

Рубаха женская.

Полики выкраивались отдельно или вместе с рукавами (слитные полики). Помимо подобных, бытовали также редкие в XIX веке туникообразные рубахи, в качестве локального варианта - рубахи с воротушкой (круглой вставкой у ворота) и возникшие под влиянием города разнообразные рубахи на кокетке. Форма рукавов, непосредственно воздействующая на силуэт костюма, могла быть различной.

Они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, свободными или сборчатыми, с ластовицами или без них, собранными под узкую обшивку или на широкий, украшенный кружевом, манжет.

В свадебной и праздничной одежде с XVII столетия до конца XIX века встречались рубахи-долгорукавки, имевшие рукава до двух метров длиной, с клиньями, без сбор (Вологодская,Олонецкая, Архангельская, Московская губернии).

При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками, либо имел специальные прорези - "окошки" для продевания рук. Делались подобные рубахи из льняного полотна, а более дорогие - из шелковых фабричных тканей и парчи.

В каждой российской губернии существовали свои излюбленные приемы украшения рубах, места расположения и способы воплощения узоров, определенная цветовая гамма. Если в старинных рубахах преобладают узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, шерстяными, позже - хлопчатобумажными нитями, то со второй половины XIX века все шире используются разнообразные тканевые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки.

Встречается вышивка городского типа, такая например, как прорезная гладь.Основными местами расположения узора были ворот, оплечья, рукава и подол. Ворот обычно украшался узкой полосой тканья или вышивки, позднее - аппликацией из ярких полос ткани.

В некоторых рубахах вся нагрудная часть расшивалась плотным орнаментом или была составлена из кусков кумача, беек, тесьмы. Чаще центральным мотивом декорации рубахи становились полики из кумача, набивных ситца, сатина либо вставок узорного тканья. Они дополнительно выделя

лись по швам черной, красной или полихромной вышивкой, набором, счетной гладью, полукрестом, кружевными прошивками, тесьмой, нашитыми блестками и разнообразными пуговицами.

В ряде случаев узоры помещались вдоль соединительных швов рукавов, делались вставки из набивных материалов по локтю, ярким цветовым пятном всегда подчеркивался их низ. Нередко сплошь орнаментированные рукава оказывались наиболее украшенной частью рубахи.

Особое внимание уделялось оформлению подолов пожнивных и покосных рубах, по низу которых широкой полосой располагались разноцветные узоры, выполненные плотным тамбурным швом (Ярославская, Тверская, Петербургская губернии, ) или легкой изящной росписью, счетной гладью, а также тканевые нашивки и всевозможные аппликации.

Обильный декор, придававший праздничность всему костюму в целом, был свойствен южнорусским рубахам. Зачастую различные по рисунку и манере исполнения способы орнаментации совмещались на одном предмете, дополняя и обогащая друг друга, усиливая выразительность и самобытность образа. Они в значительной степени зависели от места бытования вещи.

Привычными в южнорусском декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, многочисленные ромбические и крестообразные фигуры, зигзаги, меандры.

Интенсивно красная, плотная, как бы ковровая вышивка и браное ткачество наиболее характерны для рубах Курской и Тульской губерний. В одних случаях яркий декоративный эффект достигается контрастом белого фона ткани с насыщенными цветом оплечьем и зарукавьем. В других - все поле рукава покрывалось геометрическим рисунком браного тканья.

Несмотря на сложность выполнения, здесь было широко распространено закладное ткачество. Часто употребляемым тканым узором являлись гладкие цветные полосы "перетыки". Использование только простых перетык различной ширины и цветовой интенсивности, частая повторяемость отдельных несложных комбинаций и разная плотность заполнения фона позволяли создавать выразительные узоры.

Декоративный образ южнорусских рубах, как и костюма в целом, динамичен. Это впечатление не исчезает даже тогда, когда все составляющие исполнены только в красном цвете. Соединение в одном предмете всевозможных по цвету, пропорциям и материалам нашивок, применение блесток, стекляруса, пуговиц, бисера, металлической тесьмы усиливает игру цветовых, тональных и фактурных отношений.

Другой эмоциональный строй присущ рубахам из сел Воронежской губернии, украшенным вышивкой шелковыми или шерстяными нитями черного цвета в традиционной для этого района технике набора. Графический характер шва, использование узких долевых полос орнамента, подчеркивающих звучание белого массива ткани, резкое сочетание черного и белого цветов рождают строгую изысканность стиля и составляют их своеобразную красоту.

Особенностью покроя и декора отличались женские рубахи однодворцев. Их шили преимущественно из грубой конопляной ткани, с прямым поликом и ярко-красной кумачовой ластовицей. Полики и верхняя часть рукава декорировались полосами тканой перетыки и вышивки. На запястье сверху надевали так называемые "брыжжи" - широкие манжеты из шелковых лент.

Подол оформляли полосой закладного или браного тканья. Торжественную нарядность рубахам придавал стоящий вертикально воротник четырехугольной формы, получивший название "козыря". Часто его обшивали по краю фабричным кружевом и тесьмой.В праздники к нему надевали еще один, также богато украшенный.

Иные характер образа и способы орнаментации были свойственны рубахам жителей северных и центральных губерний России. Вышивка здесь выполнялась хлопчатобумажными, шелковыми и золотными прядеными нитями. Доминирующими были многочисленные оттенки красного цвета, иногда с вкраплениями синего и черного и с металлическими; блестками; преобладало двустороннее шитье, заметна тяга к крупному разреженному орнаменту.

На свадебных и покосных рубахах ширина вышитого узора на подоле иногда достигала тридцати сантиметров и более.Наряду с четкими геометрическими мотивами большое распространение получили растительные, зооморфные и антропоморфные сюжеты и среди них - павы, кони, барсы.

В узорах рубах некоторых уездов Вологодской, Архангельской и Тверской губерний встречались солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы, которые когда-то в верованиях древних славян несли смысловую нагрузку. В некоторых случаях на одном предмете сосуществовали разные по техническим прие­мам украшения. Особенно ярко это прослеживается на рубахах просватанных девушек Вологодской губернии.

Девушки предпочитали белые рубахи с разнообразными фасонами рукавов Орнаментация девичьих рубах на территории всей России всегда более скромна и занимает меньше места. Еще проще украшались детские и старушечьи.

Старухи часто также носили холщовые рубахи без декора и не застегивали их на пуговицы, а завязывали гарусной нитью. Простые белые рубахи нередко служили погребальной одеждой.

Молотова Л.Н., Соснина Н.Н.Русский народный костюм

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.