Рожок

Еще в толковом словаре В.И. Даля есть определение рожка, как «пастушьего, русского песенного музыкального орудия». Слова «песенный» и «русский» здесь имеют особый смысл. Рожечное искусство формировалось в теснейшем взаимодействии с русским песенным искусством.

Как отмечают исследователи, появившиеся ансамбли рожечников влияли на многоголосную русскую песню. Вообще выделяют три вида аналогичных инструментов — труба пастушеская, пастушеский рог и пастушеский рожок.

Пастушеская труба делается из березы, с прямым, постепенно расширяющимся книзу раструбом. Раструб не широкий, а труба длинная — 150-200 см Игровых отверстий нет, а поэтому на трубе можно играть несложные мелодии, построенные на натуральном звукоряде.

Пастушеский рог также делается из березы, но часто искривленной формы, подобно рогу животного. Раструб имеет отлогую каноническую форму, иногда его делают из жести, или натурального рога.

Мундштук вырезается непосредственно на самом стволе, и это вызывает определенную манеру прикладываг ля инструмента не по центру губ, а ближе к левой стороне.

Нет сомнений в том, что пастушеский рог бытовал на Руси с глубокой древности, но первые упоминания о нем встречаются лишь в «Реестре Петра» I (1714 г.).

Пастушеский рожок также деревянный. Его делают из можжевельника и из березы. Этот инструмент уже с игровыми отверстиями. Мундштук вырезан на верхнем конце инструмента.

Существует два вида рожков — сольные, которые сопровождают пение (их длина 45, 50 см), а также визгунки и басовые, используемые в ансамблевой игре. ( Визгунки имеют — 32, 36 см длины, а басовые — 60, 80 см.).

Маленькие рожки встречаются в Тверской, больше — во Владимирской и Ивановской областях. Исследователи считают, что этот вид народных инструментов самый «молодой», так как о нем упоминается лишь в конце 17-го — начале 18-го веках.

Интересен тот факт, что «рожок», «гудок» — инструменты скоморохов, не пострадали, не вошли в «черный список» преследуемых музыкальных инструментов, когда в середине 17-го века (при царе Алексее Михайловиче) скоморошество было разгромлено.

Рожки были инструментами связанными только с производственной деятельностью пастухов. Однако история показала, что рожок — прекрасный солирующий инструмент, способный воспроизвести сложнейшие мелодии.

Достаточно одного лишь факта, чтобы убедиться в великой музыкальной силе искусства рожечников. В 1902 году Владимирский крестьянин Николай Васильевич Кондратьев создал хор (оркестр) рожечников из 11 человек, который просуществовал до 1923 года. Его слышали не только в России, но и в странах Западной Европы, в частности Франции.

Рожок во всех его разновидностях особенно бытовал во Владимирской, Ивановской, Ярославской, отчасти Костромской области. С сожалением отмечается тот факт, что в наше время он почти исчез со своей земли.

Изучая материалы фольклорных экспедиций, обследовавших села и деревни Белгородской области, можно предположить, что и здесь были рожки (наверняка пастушьи), но местные жители чаще называют их дудками ( по их словам они деревянные, полые внутри, в целом похожи на рожки, но без раструба).

Так в ивнянском селе Драгунка на дудке играет Анатолий Павлович Гладких (возраст около 50-ти лет), а жители села Погромец Старооскольского района вспоминают умершего деда Понарыкова, который по их словам, тоже играл на дудке.

Кстати, старые сельские люди называют рожком и жалейку, вероятно исходя из внешней схожести. (Напомним, что к деревянному пастушьему рожку тоже приспосабливали в качестве раструба рог животных, как и в жалейке).

Владимирский рожок нашел свою вторую Родину в наших народных ансамблях и оркестрах. В частности этот инструмент используется сейчас в ансамбле Белгородского государственного центра народного творчества, а также в ансамбле «Потешки», в оркестрах музыкального училища музыкальной школе Шебекино.

Лит.: Русские народные инструменты Белгородской области. Горюнов Б.А., Елисеева О.В. Метод. пособиие.- Белгород 1998г. Народная культура Белгородчины.

AOF | 18.05.2015 17:05:32