Ритуальные действия с младенцем

Ритуальные действия, приговоры,заговоры

Помнят пожилые селянки и массу ритуальных действ, приговоров, заговоров способствующих здоровью и благополучию малыша. Во время сна смотреть на него не полагалось. Чтобы рос «головатым» (умным), надлежало целовать только в голову или лоб.

Вообще, все самые первые действия с младенцем были окружены важными ритуалами. Например, в первый раз его стригли только лишь в год, «чтобы на уме не сказалось». Когда у ребенка начинали появляться зубы, то на «каждый зубок клали денежку» до его взросления. От порчи и сглаза надлежало стать с ребенком на погребицу и трижды сказать, сплевывая через левое плечо: «Качаток серай, качаток пестрай, качаток краснай, возьми крик раба божиего младенца (имя )

При бессоннице малыша мать шептала ему: «Спи, детка, в углу ветка, от дерева сухого, от пня большого. Я на ветку пошлю неугомон с тебя, детка. Той ветке страдать, а моей крошке — отдыхать. Аминь!»

Арнаутовские селянки утверждают, что при испуге детей надо три раза прочитать:

Умерала душа, замри перепуг,
Младенца крещенного, молитвенного раба.
Молю Христа Бога,
Матерь Божью с Апостолом:
Прийди на помощь болящему,
В добрый час крещенной, пораженной ( имя)!

Если ребенок плохо спит ночью, кричит, вздрагивает, ему приговаривают:

Матушка чистая, святая Богородица!
В ногах сам И исус Христ ос!
В головах ангелы — архангелы М ихаил и Гавриил
С острыми мечами, с жгучими лучами.
Высекайте, выжигайте все испуги,переполохи,
С буйной головы, с ясны х очей,
С черных бровей, с чут ких ушей,
С тонкого волоса, с громкого голоса,
Из сердца легкого, из крови горячечной,
Из печени,
Из раба Божия ( имя).
Аминь!
Марья и Мареамьяна!
Приходите, приносите
Сон и угомон,

Милость Божью.
Отсылайте полуночную Маланью
С бессонницей и неугомонницей
На темные леса, на зыбучие болота,
Где люди не ходят, птицы не летают.
Марея и Мареамьяна,
Сон и угомон,
Милость Божию.

Утренняя заря Марияна, вечерняя Мария,
Полуденная, полуночная и ночная Наталья!
Снимите с рабы Божьей ( имя)
Бессонницу.
Отнесите ее на кустарные места,
На сухие леса.
Аминь

Во время бесед с подлинными носителями народных традиций края ясно вырисовывается та естественная обстановка, в которой старшее поколение делилось своим опытом, а младшее стремилось его перенять. При всех мелких разночтениях в рассказах и воспоминаниях сельских старожилов можно обнаружить много общего.

Например, первым ярким музыкальным впечатлением и действенным средством музыкального воспитания с младенческих лет было звучание материнского голоса, певшего колыбельную:

Ой, баиньки, баиньки,
Прилетели галыньки.
Стали думать и гадать,
Чем Ванюшу годуватъ?
Чи бублинком, чи рожком,
Чи кашкою с творожком.

А ну-ну, а ну-ну,
Калатушек надаю.
Калатушек двадцать пять,
Будя Маша сладко спать.

Ой, баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
А то серенький волчок
Цапня Васю за бочок.

Забавные слова, образные сюжеты, четкий ритм, легко запоминающиеся мелоди прибауток, пестушек, потешек помогали малышу понять и познать окружающий мир и себя. Развернет бывало мать или «няня» (старшая сестра) ребенка и, поглаживая его, напевает:

Потягунюшки-подрасту нюшки.
Головушка-разу мок,
Губки-говорушки,
А ноженьки-ходушки

.

«Ласковым уговором заколыхивался, песенкой задремыхивался» даже самый неугомонный малыш:

Старик-домовик,
Возьми от Манюшки крик,
А ей дай некрик!
Спи, унученька, не плачь,
И спяку табе калач!
Усни, не ряви,
И спяку табе три!
Будь вумницай, засыпай!
А мене, бабку, не ругай!

Ласкать дитя — бабье дело. Верно кажуть: «При солнушке тепло, а при мамушке добро». Она завсегда слово приветна для дитятка найдя. Начинает малыш вставать на ножки, его поддерживают, приговаривают:

Дыбы, дыб, дыбок,
Молодой дубок,
Да на первый годок!

При первом шажке ребенка «путы резали» ножиком, приговаривая: «Ай, топаки-топушки, порезали путушки!» А чтоб быстрей ходить стал, рубашонку на немразрывали. На первые именины малыша делались «пострижки», по старому народному обычаю чаще всего «крестиком», иногда полностью всю головку. На «стрижки» приходили кумовья и близкие родственники обязательно с подарками. Мать выпекала именинный каравай, который разламывали над головой малыша под песню:

Как на Ванины именины
И спякли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Я , признаться, люблю усех,
А вот Ваню боле всех!

Помнят местные селянки, как взрослые играли с малышами в «Козу» «Идет коза, рогатая, за малыми детятами...»; «Сороку» — «Сорока, сорока, кашу ва­рила, деток кормила...»; «Ладушки-ладушки»:

Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка сладенъка,
Бражка пьяненька,
Бабка добренъка.
Попили, поели,
Шу - у - полетели,
На головку сели,
Сказывать стали,
Где побывали.

Чтобы успокоить малыша, его гладили по головке, легонько «куделькая» ее из стороны в сторону со словами:

Кудели, кудели, пряли две недели,
Ниче не ели, чеб их гули съели!
Куделюшки, кудели,
Не чесынаи, не волосынаи,
А коли тебя, куделюшку, чесать,
А коли тебя, густую, волочить

Если на ребенка икота «нападала», приговаривали:

Икота, икота,
Перейди на кота,
С кота на Якова,
С Якова на всякого,
А потом на Андрюшку
И еще на Ванюшку.

Зесь же бытовал и особый приговор зевоте:

Первый зевочек,
Иди на потолочек.
Второй зевочек,
Шагай под полочек.
А третий зевок,
Вон за порог!

И первые азы счета малыши усваивали от старших, забавляясь своими пальчиками

:

Пальчик-пальчик, иде был?
С этим братцем в сад ходил,
С этим братцем печь топил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни грал,
Песни грал и скакал,
Пятерых братков потешал!

Излюбленной забавой детей повсеместно было качание на коленях и ногах взрослых:

Ай, чук, чук, чук,
Наловыв дид щук,
А баба таранкы —
Пишла с позаранки

Своеобразие и мудрость детских пестушек, потешек и прибауток формировали душу и характер ребенка, человеческое начало в нем. Как показывают исследования, взрослые признавали естественность и неизбежность детской «глупости и неразумности, но до определенного возраста, разумеется. А оттого в целом отношение к маленьким было заботливым, терпеливым, доброжелательным и нежным

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.