Пропой

Через одну-две недели после сватовства, обычно в воскресенье, в доме невесты устраивают «пропой». Это своего рода званая вечеринка с присутствием близких родственников порядка 10—15 человек с каждой стороны и подружек невесты.К этому дню в доме невесты тщательно готовились: меняли убранство избы пекли калачи, готовили угощение. В свою очередь мать жениха специально для невесты варила курицу. Сваты приносили с собой холодец, кисель, блины («таралушки»), качан капусты, водку, в ряде мест сушеную лапшу и три каравая. Один преподносили невесте, два ставили на стол. Молодых сажали под «святые», гостей — рядом, строго следуя правилу родства. Однако в Афанасьевке, например, жених на пропое отсутствовал. Он присылал невесте гостинцы: сладости, орехи, калачи. За столом она сидела в «куточку» с подружками, а родители вообще не садились, угощая гостей. В Вышних Пенах Ракитянского района молодым за столом сидеть также не полалось. Их место на «запое» — за «грубой» (печкой). За столом жениха и невесту представляли две-три подружки невесты: «большая» и «подбольшая».За беседой звучали строгие обрядовые песни: (стихи)

Пъяница-пропойца,
Марьин батюшка пропил.
Вот Марьюшку Ивановну
На винной чарочке,
На медовой стопочке.
Не ходить было батюшке по пирам,
Не звать было батюшке
Чужого мужа сватом,
Чужую бабу свахой.

Именно на пропое невеста впервые должна была назвать по имени родителей жениха и весь его ближайший род, трижды пригубив стакан:

— Батюшка Николай Иванович!
— Матушка Анна Петровна!
— Тетушка Дарья Алексеевна! и так далее.

Заслуживает внимания ритуал, бытующий в селе Чуево Губкинского района, девушка-невеста угощала родных жениха кусочками окорока, которые резал парень, сидящий за столом с «игрицами» (девушками), называя батюшкой, матушкой. В Подсереднем же невесту вызывали «под стакан» под звучание обрядовой: (стихи)

Ох, чарочка, чарочка,
Ох, чарочка винная.
На столику стояла,
Полна вина налита,
И сахаром набита,
И бархатом накрыта.
Девушка, девушка,
Девушка Ольгушка!
Под конец стола стояла,
И плакала-рыдала,
И матушку умоляла:
Родимая матушка,
Не отдавай меня молоду,
Не круши мою голову,
Я в девках посижу,
На улицу похожу.

А будущая свекровь преподносила невесте специально выпеченные ею калачи из сдобного теста. По свидетельству О. И. Маничкиной, иногда количество их доходило до 10—15. Полученные калачи девушка-невеста раздавала гостям и подругам, оставив себе лишь один, и в свою очередь угощала мать жениха семечками и лесными орехами. Жениху также надлежало одарить невесту семечками и сладостями. Такой обмен угощениями, на наш взгляд, не случаен. Имеющие древний символический смысл — круглое пшеничное изделие, семена — это зарождение новой жизни, своеобразные обереги на благополучную, счастливую и богатую жизнь. Впервые на «пропое» жениха и невесту обыгрывали величальной: (стихи)

Ой, чара моя, серебряная,
Да на золоте написанная.
Кому чару пить?
Кому здраву быть?
Ой, пить чару Николаюшке,
Ой, быть здраву Ивановичу.
На здоровье, на здоровье,
На многие лета, на здоровье.
Ох, штоб табе пилось
Да на пуп катилось.
На здоровье, на здоровье,
На многие лета, на здоровье!

Как показывают исследования, величания исполняли «игрицы», специально приглашенные девушки. Утверждают, что к невестам из состоятельных семей приглашали 12—15 таких певуний.В ряде сел Валуйского, Шебекинского, Губкинского районов «пропой» называли «рукобитье», «запоручение». А родственников, присутствующих на свадебном совете, — «позыватаи».Именно на совете решались хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака. Рукобитие играло главную роль помолвки и являлось символическим актом, закрепляющим семейное решение о предстоящей свадьбе. На совете происходило более близкое знакомство родственников жениха и невесты оговаривались условия заключения брака, материальные издержки на свадьбу, дары которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники.

Более того, в Нижней Покровке Красногвардейского района дары даже за называли. И позор той стороне, которая не могла достойно отдарить другую.Как правило, невесте надлежало приготовить рубахи жениху, свекру, свекрови, девер золовкам — кружева, платки; детям — подпояски, ленты. Причем рубаху жениху, свекру и свекрови — собственноручно. Поэтому подготовка даров начиналась практически со дня «пропоя». Уходя домой, подружки невесты уже уносили холст, нитки­ которые она раздавала самым «удалым».До самой свадьбы они должны помогать ей готовить дары. Важным моментом на сговоре в селе Ураково Красненского района - «выговор» о муке. Основным угощением свадебного стола являлись караваи выпечку которых требовалось большое количество муки. Поэтому родители невесты среднего достатка были вправе рассчитывать на помощь сватов в ее представлении.К тому же, если девушка-невеста не имела полушубка и башмаков отец «выговаривал» и их.Завершался пропой, как правило, беседными песнями и рукобитьем. Старший сват говорил: «Ну, дорогие сваточки, теперь и по рукам ударить можно!». В честь жениха подружки играли величальную: (стихи)

Как у нас нонча у ночи
При лучине, при свячи.
Дорогой гость приезжал,
Званый гость — гостечек,
Да Андреюшка-парнечек.

А в селе Фощеватово Волоконовского района, уходя, сваты благодарили хозяев песней «Ай, спасибо хозяину». После взаимных соглашений к свадебному приготовлению, в ряде регионов Белгородской области невеста собирала подружек на «сговор»

AOF | 16.11.2014 19:36:37