Праздник Пасхи

Праздником праздников называют на Белгородчине Пасху — Светлое Христово Воскресение, отмечаемую с огромным благоговением, торжеством и радостью. И неудивительно, что наши предки обставили ее множеством обрядовых действ, идущих из глубины веков. Прежде всего — это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христова В знак уважения и почитания, являясь к важному лицу, надлежало преподнести ему какой-либо подарок. В качестве такого дара чаще всего выступали яйца домашних птиц, символизирующие в мировоззрении древних Вселенную.

В древнерусских рукописях находим одно из объяснений этому, приписываемое Иоанну Дамаскину: «Небо и земля по всему подобны яйцу: скорлупа, аки небо; плева, аки облацы; белок, аки вода; желток, аки земля». Да и сама природа на Пасху, по убеждению людей, выражает свою радость, являя нам «игру солнца». Подтверждение этому находим в календаре славянской жизни и трапезы, «...вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, чем в другие дни, .. солнце при восходе трепещет, играет красками, разливается по небосклону»,то есть природа подобно живому существу сочувствует, сопереживает, радуется

Знаком примирения, выражения любви, прощения является у селян обычай «лобызания», одаривания друг друга крашеными яйцами после радостного приветствия друг другу: «Христос Воскресе!» — и ещё более радостного ответа: «Воистину воскресе!» Этому обычаю строго следовали в каждой семье. Затем хозяйка скармливала горбушку освященного хлеба скотине, «чтобы не болела и хорошо плодилась», и лишь потом домочадцы «разговлялись», то есть откушивали освященные куличи, пасхи, крашеные яйца, окорок, мясо. Часть ритуальной пищи оставляли для кладбища «душам усопших». На могилах яйца катали «крестом», угощали ими всех, кто находился рядом. Однако скорбить и плакать по умершим не полагалось.

Согласно исследованиям, в каждом селе этот ритуал отправлялся в разные дни. В одних — на Пасху, в других — на следующий день, в третьих — через неделю, на Красную Горку.В ряде мест «играть» песни, водить карагоды на Пасху было не принято Веселье начиналось лишь с понедельника: «до обеда плачут, после обеда смеются». В большинстве же сел на Пасху, уже после полудня в праздничных одеждах селяне выходили на «широкую улицу»: мужики — яйца пасхальные «христом повалять»; дети — в «битки» сыграть; бабы — «поскакать», танки и карагоды поводить девки и парни — на «релях»38 покачаться. За небольшую плату (горсть орехов ,пасхальное яйцо, маленький куличик) парни-«качельники» качали всех желающих

Более того любой парень мог попросить «качельников» поймать приглянувшуюся ему девушку и покачаться вместе с ней. В этот день было принято меняться пасхами, крашеными яйцами, приглашать к столу всех желающих и особенно тех, кто не имел возможность накрыть пасхальный стол: нищих, убогих, больных. Длился праздник всю Светлую неделю вплоть до Красной Горки одного из любимых и почитаемых народных праздников красной весны именуемого на Белгородчине еще и Фоминым воскресеньем, Вьюнинами, Кликушиным воскресеньем. Следует помнить, что в славянских наречиях «красный» принимается в смыслах «красивый, цветущий, веселый, отрадный». Не случайно и сама весна и лето именуется красными по ясности погоды и приятности обоих времен года, когда природа предстает во всей своей красе и благолепии, когда «затеваются» игры, карагоды ,танки. В них молодежь и дети постигали этику жизни старшего поколения.

Именно в карагодах и танках определялись мастерицы хороводного дела — «хороводницы», которые становились с годами «свахами» на свадьбах, «кумами» на крестинах, плакушами» на похоронах.Издревле в крае красивые по местоположению места собирали селян всех возрастов и социальных статусов на увеселения и беседы. Корни этого обряда исходят в языческие времена, когда на лесных полянах да «красных (красивых) горах» стояли деревянные идолы славянских богов, возле которых всегда разжигали священные костры в честь Даждь бога (Бог Солнца — «дающий Бог», «податель всех благ»). Люди совершали жертвоприношения, молились, а жрецы вершили суд праведный. На тех же красных горках в день браков жрецы благословляли новые молодые пары славян.



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи

Храмы и монастыри Белгородской области

Белгородская и Старооскольская епархия