Праздники и обряды годового земледельческого круга

Древнейшими на Белгородчине, как свидетельствуют материалы исследований, являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землей, солнцем, небом. И не случайно. «С переходом к земледелию жизнь и злагоденствие людей стали в прямую зависимость от капризов природы, от переменчивости стихий, в конечном счете — от неба, от солнца, от небесной влаги — дождя...Небо могло обеспечить «обильем», т. е. зерном, небо же могло обречь на голодную смерть». Именно обряды календарно-земледельческого круга «дают представление на только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе древни восточных славян, но и о их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы». Древним культом солнца порождены все старинные земледельческие праздники. Сами даты важнейших из них приурочены к основным поворотным моментам движения земли вокруг солнца, от которых зависела смена времен года. Соответственно этому обряды подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние и обряды весеннего и осеннего равноденствия.

В традиционных календарных обрядах тесно переплетаются христианские представления и пережитки язычества. Среди календарных обрядов особенно любимыми были зимние и летние Святки, связанные с зимним и летним солнцеворотом.В зимние студеные вечера мысли крестьян были обращены к будущим полевым работам, полны тревоги за урожай. Пожелания богатого урожая звучали в многочисленных зимних обрядовых песнях - колядках, щедривках, посеваньях, меланках, овсеневых песнях.В ночь на Новый год по домам ходили ряженые с песнями и шутками (надевали вывернутую наизнанку шубу, навешивали бороду). Они поздравляли хозяев и желали благополучия. Ряженым давали подарки после того, как, зайдя в дом, они пропевали песню.

Целям аграрной магии во многих селах служил также обряд "посеванья" в первый день Нового года. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом “сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол и пели...Под Рождество девушки, парни и дети собирались вмести и шли колядовать. Песни-колядки получили свое название от имени языческих божеств Коляды, Овсеня, символизирующих начало солнечного года. В домах специально готовили угощенье для колядующих. Это были пироги, пряники, конфеты, но иногда колядующим давали деньги, преимущественно пятачки.Колядовать начинали вечером под Рождество. Старый Новый Год также широко отмечался, причем в разных селах по-разному. В острогожских селах, где заметно украинское влияние, в ночь с 13 по 14 января (по новому стилю) молодежь ходила "щедровать”. Это название пришло от обозначения вечера 13 января - “щедрый вечер". При этом исполнялись щедривки. В других селах такие новогодние песни назывались "меланки” по имени святой Маланьи, день которой приходится на 13 января - канун Васильева дня.

Святки продолжались две недели со святочными вечерами и гаданиями. Девушки гадали в ночь перед Новым годом, перед Рождеством и Крещением. Гадания были разными. Девушки ходили к соседям спрашивать имя хозяина, чтобы узнать имя будущего мужа,- кидали за ворота башмачок, чтобы определить сторону, куда выдадут замуж,- брались на ощупь ночью за колья плетня, обвязывали их полотенцем или лентой, чтобы узнать - высокий или маленький будет муж. Заканчивались Святки 19 января (по новому стилю) праздником Крещения Господня.Святки с их весельем и шутками, гаданием и ряжением заканчиваются, и наступает “мясоед” - несколько недель, отделяющих Крещенье от Масленицы. В это время игрались свадьбы.

Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины );книга Славянский мир; Календарные обряды - Т.Ф. Пухова, кандидат филологических наук (ВГУ); "Семейные обряды", "Свадебный обряд" - Г.Я. Сысоева (Воронежская академия искусств).



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи

Храмы и монастыри Белгородской области

Белгородская и Старооскольская епархия