Понева – как элемент русского народного костюма

Понева состояла, как правило, из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани преимущественно насыщенного темно-синего, серого, черного или темно-красного цветов, сшитых боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку.

По покрою поневы разделяют на несшитые "распашные, наиболее характерные для юго-западных областей России, и глухие "поневы с прошвой", преобладающие на юго-востоке. Прошвой называют вставленное между тремя полотнищами четвертое, сделанное из другой по фактуре, как правило, фабричной однотонной ткани.

Помимо покроя, поневы различались способами орнаментации и манерой ношения. Из наиболее ценных и интересных в художественном и научном отношении экземпляров следует выделить несшитые спереди, короткие, длиной немного ниже колен, распашные поневы Орловской и Курской губерний, являющие собой наиболее архаичный вариант этого типа набедренной женской одежды.

Их носили "кульком", подтыкая одну или две передние полы за пояс и образуя сзади специфический залом. Тогда на виду оказывались подол рубахи и внутренняя сторона поневы, что вызывало необходимость в дополнительном украшении этих частей костюма и переноса орнамента с лицевой стороны понев на внутреннюю.

Манера их украшения понев. Манера их украшения даже в одной губернии была чрезвычайно разнообразной: поражает неиссякаемая фантазия народных мастериц в выборе материалов, композиционных решений, способов нанесения и расположения узоров. Здесь и широкие полихромные полосы плотной вышивки шерстью, иногда полностью закрывающие саму ткань, и браное тканье, обрамленное металлическим кружевом, позументом, блестками и нашивками из ткани.

Они украшали подол, края и швы; немало понев, выполненных целиком в технике полихромного многоремизного ткачества. Типичные для декора этого вида одежды геометрические узоры являются, как правило, всевозможными модификациями ромбов, квадратов, восьмилепестковых розеток и других солярных знаков. Колорит их сдержан и строг, но существуют и чрезвычайно яркие поневы,среди которых следует отметить орловские, декорированные сплошной аппликацией из чередующихся в шахматном порядке красныхи белых нашивных квадратов, рисующих меандры или узор в виде диагональной елочки.

Позднейший вариант поневы "с прошвой" получил распространение в Курской, Воронежской, Смоленской и других губерниях. Существовали различные способы ношения такой одежды, при которых прошва находилась спереди или сбоку. Так же, как и распашные, они покрывались богатой полихромной вышивкой шелковыми или шерстяными нитями, блестками, нашивками. Особое внимание уделялось декорировке боковых швов и подола. Встречаются поневы, плотное и тяжелое поле которых выполнено в технике браного ткачества.

Обилием и необычностью украшений привлекают воронежские и рязанские поневы, зачастую почти сплошь покрытые плотной, яркой, многоцветной вышивкой геометрическими мотивами, выполненной в излюбленной красно-оранжевой или коричнево-желтой гамме. Следует отметить также бытование в отдельных районах Калужской, Орловской, Рязанской и Тульской губерний сходные по изготовлению и манере ношения клетчатые и полосатые поневы насыщенного красного цвета и небольшое количество черных гофрированных понев, часто встречавшихся в нескольких селах Рязанской, Тамбовской, Смоленской губерний.

На праздничных поневах молодых женщин (до рождения ребенка), помимо обычно используемых вышивок, прошивок, аппликаций, были свои дополнительные украшения. В зависимости от социального положения и достатка владелицы они в изобилии уснащались и различными покупными украшениями: широким металлическим кружевом, полосами позумента, бахромой из нитей, шнуром, бисером, блестками. Иногда на заднее полотнище понев молодух нашивались многочисленные крупные розетки из ярких лент, с бусами или с бубенцами в центре, кисти из шелковых нитей.

Цветовая гамма понёв достигала большой интенсивности благодаря резкому контрасту между темным насыщенным тоном основной ткани и яркими красками расположенных на ней украшений. Орнаментация поясной одежды не оставалась неизменной в течение всей жизни. Пожилые женщины пользовались более скромными темными клетчатыми поневами -"простушками". Происхождение поневы теряется в глубокой древности, что подтверждается археологическими находками и этнографическими исследованиями.

Так обряд первого надевания поневы зафиксирован в ряде мест Д. К. Зелениным, Н. И. Лебедевой, Н. П. Гринковой. Понева является собственно народной, чисто крестьянской одеждой и не встречается среди населения городов и посадов, как, например, сарафан.

AOF | 14.11.2018 17:30:57