Покрова Пресвятой Богородицы

Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) в народном быту связаны со снежным покровом земли, окончанием сельских работ и летних карагодов, началом зимних посиделок и, конечно же, с периодом свадеб. Не случайно Покров день на Белгородчине издревле почитался за покровителя свадеб. И это было обусловлено окончанием полевых работ, когда закрома и амбары полны и живность во дворах подросла, ибо свадьба требовала немалых расходов.

С Покровами девушки связывали предстоящее замужество. Ложась спать, они приговаривали:

Батюшка Покров,
Покрой землю снежком,
А мою голову — венцом!

В кладезе народной мудрости селян сохранилось огромное множество изречений о муже и жене: «Добрую жену взять — горя не знать», «Умная жена как нищему сума», «У доброго мужа жена всегда досужа!». В Митров день (8 ноября) в честь великомученика Дмитрия примечали: коль к этому дню выпадет снег, то быть в новом году

хорошему урожаю:
Митрий пришел,
Порошу нашёл.
Всю землю укрыл,
До весны все спит,

— перекрестившись, говорили селяне при встрече друг другу. С этого дня начинались «зимние» работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в избах и хатах. Это была неустанная работа с пряжей и холстами, шитьё, ткачество, выделка кож, изготовление всего того, что необходимо в хозяйстве и домашнем быту. И что можно было более или менее выгодно сбыть на зимних базарах и «коренных» ярмарках.

Безусловно, в ряду особых календарных ритуалов в крае стоят «праздницы»— местные престольные праздники, своего рода именины села. Этот обычай хорошо сохранился до наших дней. В день святого, в честь которого назван местный храм, или церковного праздника, давшего название храму, во всех домах готовят праздничный обед, гостеприимно потчуют ближних и дальних гостей, причем каша и кисель на столах обязательны. Каша «предупреждала» о завершении застолья, а кисель «закрывал» его. Потом с карагодами и танками шли на луг, к реке, куда сходились жители ряда ближайших сел и деревень «поскакать и песни поиграть».

Наши исследования выявили и сугубо местные празднества, связанные, по всей вероятности, с древним культом растений. Например, в ряде сел Ракитянского района (Меловое, Вышние и Нижние Пены) бытовал праздник Вишенье. Он отмечался за неделю до Нового года.

К этому дню хозяйки пекли пирожки с вишнями, а девушки загадывали желание на ветках вишни. Если к этому дню сломанная заранее веточка распускалась в избе, все загаданное непременно сбывалось. Особым смыслом для девушек был наполнен и обряд «завивания» ленточек на вишне.

До самой весны красовались они на ветвях вишен, по которым судили — быть или не быть девушке в этом году выданной замуж. Зазеленеет ветка с лентой — все для девушки сложится удачно, засохнет — значит, не быть в этом году свадьбе. Такие суеверия кажутся нам странными, однако они ясно показывают, какое огромное значение придавал народ силе власти природы над ним, ее могуществу.

Поэтому и жил он с ней в ладу да согласии, организуя сообразно этому свой быт.Как видим, обрядовый фольклор Белгородчины — одно из наиболее уникальных явлений традиционной культуры края. Обряды сопровождали наших предков с момента появления на свет до самой кончины, организуя трудовую, социальную и личную жизнь людей. Общинный характер принимали и радостные праздники Святок, Масленицы, Семика, Троицы, рождения, свадеб и горе похорон.

Естественно, стечением времени многие праздники видоизменились, переосмыслились, однако этнографические экспедиции ряда последних лет дают нам право говорить об удивительной устойчивости на Белгородчине обрядов, связанных с календарно-земледельческим кругом и об особой живучести семейно-бытовых обрядов.

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.