Основание города-крепости Оскол

Строительной книги крепости в документах архива не обнаружено, подлинные планы о внешнем облике города сгорели в 1617 году во время «литовского разорения». Наиболее ярким историческим источником, по которому можно воссоздать облик Оскола в первые годы его существования, познакомиться с его слободами, получить представление о составе населения, является Оскольская дозорная книга 1615 года. Напоминают об облике города разрозненные сведения различных документов архива.

Никоновская летопись дает нам основание говорить, что город-крепость Оскол был основан при царе Федоре Ивановиче в 1593 году. А вот разрядная книга указывает дату основания — 1596 год. Долгое время велась дискуссия по данному вопросу. Только даты, вокруг которых она была развернута, следует не противопоставлять, а сопоставлять.

Согласно документам длина острожных (городских) стен без башен составляла 930 сажень, а это согласно современным мерам составляет 2018 м. Как мы знаем, города-крепости строились по одному плану и отличались друг от друга, пожалуй, только размерами. А построить город, двойные стены которого по периметру составляли свыше двух километров, согласно разрядной книге, на пустом месте за три месяца практически невозможно. Да и документы более позднего периода говорят о наличии служилых людей в городе Оскол еще в 1592 — 93 годах. Следовательно, в XVI веке существовала иная практика, когда крепостные сооружения строились на месте уже сложившегося поселения. Если исходить из принятого историками критерия, то датой основания города следует считать первое упоминание города в летописи — 1593 год.

Пограничный город-крепость Оскол был построен на правом берегу одноименной реки при впадении в нее р. Осколец и, по мнению авторов, имел два пояса укреплений. Внутри малого острога находились воеводский двор, разрядная изба, житницы для хранения «государева хлеба» и соборная церковь.

Наружный пояс укреплений, больший по своей протяженности, шел по верху крутых склонов в две стены дубового леса пряслами (бревна длиной две с половиной сажени, уложенные в «клети»). На стенах «наугольные» (угловые), глухие и проезжие башни. Все стены и башни с обламами (облам или облом — выступ на городской стене), катками, кровлей и просеками (бойницами) для пищалей.

Передней стеной считалась северо-западная, посредине которой башня с проезжими воротами, а на ней еще одна малая башня с вестовым колоколом. Вторые проезжие ворота находились в юго-восточной стене и в документах упоминаются как «водяные». В одной из глухих башен со стороны Оскола был срубом сделан колодец, в противоположной стороне еще один, а позднее «озеро срубом из дубового леса». В крепости был прорыт ход до реки Оскол, который представлял собой траншею с уложенным в нее дубовым срубом и засыпанным землей. В конце траншеи был выкопан колодец. Общая длина «тайника» составляла 44 сажени.

Основную часть населения гооода Оскол составляли служилые люди двух категорий. К первой относились дети боярские — служилые люди по отечеству. Рядовая масса этих служилых людей в России образовалась, главным образом, из потомков княжеских слуг удельного времени и потомков старинных родов бояр.

Обедневший сын боярина оставался на всю жизнь известен в качестве сына знатного отца — боярского сына. Дети боярские по преимуществу были помещиками — держали условное поместное владение. Они получали, в зависимости от чина и выполнения служебных обязанностей, денежные и земельные оклады.

Вторая категория — служилые люди «по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки, затинщнки, драгуны, солдаты. Они набирались из разных сословий н групп населения — «вольных охочих людей» и обычно получали за службу небольшое денежное и хлебное жалование.

Однако, в южных городах правительство предпочитало вместо жалованья наделять приборных служилых людей землей, которая давалась на так называемом «четвертичном праве» — на целую группу населения, без документов на владение землей отдельными лицами. Оскольские служилые люди по прибору сами пахали землю, обрабатывали расположенные возле города поля и этим кормились.

Это были одновременно пахари и воины. Оскольский гарнизон состоял в основном из приборных служилых людей. Дети же боярские жили в поместьях в уезде.

Воевода, осадный, стрелецкий, казачий головы и губной староста назначалисв правительством и жили в городе. По роду службы и занятий население образовывало слободы, в которых служилые люди ставили свои дворы. Вначале они находились в большом остроге, а затем вне его. В 1600 году воевода Богдан Сабуров привозит в Оскол «ямских охотников», наделяет их землей в устье Оскольца, а живущих там оскольских вожей переселяет в Саковую поляну, образуя новую пригородную слободу.

В 1601 году в Осколе уже насчитывалось 1705 ратных людей, а общая численность жителей превышала 6000 человек. Одновременно с развитием города велась активная сторожевая служба. Оскольские ратники внимательно следили за действием татар и всегда вовремя сообщали о попытках их проникновения в центральные районы России.

Они также принимают активное участие в строительстве Валуек и Царев-Борисова, и часть из них несла сторожевую службу в этих городах. Царь Борис Годунов послал своего гонца с благодарным словом в адрес строителей и велел отдать реки, впадающие в Оскол, оскольским атаманам и казакам, чтобы «по своим юртам жить и угодья всякими владеть безданно и безобрашно».

Оскольские служилые люди выполняли свои воинские обязанности и далеко за пределами края. Например, часть из них охраняла Днвногорский мужской монастырь, расположенный на меловых горах с правого берега реки Дон, у устья реки Сосна. Понимая значение «украинных» городов-крепостей для охраны южных границ Московского государства, Борис Годунов держал в тайне их состояние. По его указу крымских послов посылали вдали от города Оскол, чтобы они не узнали силу и значение крепости.

Еще при царе Борисе Годунове для раздачи хлебного жалованья служилым людям обрабатывалась «государева десятинная пашня», для чего в Осколе держали 130 лошадей, сошники, серпы п другие сельхозорудия. Любопытный факт донесли до пас документы:за работу пахарю выдавалось на пять недель 25 кг ржаной муки да около 3,5 кг круп и толокна.

В Осколе был монастырь Живоначальной Троицы в Тюляфтиной поляне, а в нем пять старцев и пять крестьянских дворов.

AOF | 15.04.2015 11:41:58