Обычаи и традиции

Оригинальна и многообразна обрядовая драматургия народных праздников обычаев и ритуалов Белгородской области. Анализ архаичных жанров народной словесности и музыкального фольклора дает возможность представить обрядовую культуру как целостную систему, которая сложилась у наших прапредков предположительно к началу первого тысячелетия новой эры и ставшую после крещения Руси органичной частью традиционной русской культуры. Отголоски и отзвуки ее мы находим сегодня в обрядовых формах поведения на личностном уровне в национальном менталитете.

До сих пор пожилые селянки называют - одежду «обрядом», «нарядом», «срядой», вкладывая в это понятие действие по одеванию, наряжению, обряжению — «обряд сияе увесь», «идя в новом наряде», «обяржають малоду ка венцу». Широко употребимо в крае слово «обряд» и в понятии совершения действа направленного на достижение определенных целей: «Справили свадьбу по обряду «Сладили дело по совести» и т. д. Очень близко по смыслу это слово со столь же древними славянскими словами, такими как «лад», «лагодить», «ряд», «порядок». В связи с порядком и устройством по дому В. И. Даль приводит следующее высказывание: «Что за хозяйка, коли у неё обряду нет!»

Согласно Большой советской энциклопедии «обряд» трактуется как ритуал, церемония,церемонная совокупность основных традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Согласно энциклопедическому словарю, «обряд» есть традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива и призванные способствовать его преуспеванию.

Понятие «обряд» не следует смешивать с более широким понятием обычай», означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. В старом крестьянском быту (равно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично — рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая . В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

— календарно-земледельческого круга ;
— социальные или семейно-бытовые.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика значительно шире, так как они сменили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Поэтому в так называемой календарной обрядности мы постоянно встречаем взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это способствовало появлению трех форм обрядности: родинной, свадебной и похоронной.

Каждый обряд имеет свое имя, свою неповторимую суть, и будучи драматическим по форме, он как бы разыгрывает по всем правилам спектакля-действия  основное событие, которое должно воздействовать на мир. Структура обряда также сложна и включает игру, песню, хореографию, обычай, ритуальные действа.

 М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины)

Популярные статьи

Сёла Белгородские. Энциклопедическое издание.

Осыков Б.И