Обряд сватовства

В старину родители жениха выбирали ему невесту без его согласия и чаще всего по экономическим соображениям: важно было привести в дом хорошую работницу, помощницу. Это было правило для крестьянской семьи.Личный выбор молодых людей стал основным условием для брака в конце 20-х годов XX века. Сватовство проходило в несколько этапов. Родители невесты сначала посылали кого-либо из знакомых или дальних родственников в дом невесты “на разведку”: необходимо было невзначай узнать, в самом ли деле хороша невеста, не засватана ли?

Если старшие сестры еще сидели в девках, сваты могли получить отказ, или, что еще хуже, - им во время венчания могли подменить невесту на старшую дочь. Иногда младший сын женился раньше старшего, но старыми людьми это осуждалось: "Через сноп не вяжут". Считалось зазорным искать невесту или жениха не в своей, а в соседней деревне. Говорили: “Ее там не берут, ему тут не дают”. На предварительное сватовство в дом невесты приходили сваты от жениха - отец, старший брат, дядя, крестная мать. Боясь отказа и позора, шли тайком. Жених не только никогда не присутствовал, но нередко, особенно в старину, даже не знал о намерениях родителей женить его.Сваты своим поведением сразу же заявляли о цели прихода, открывая тем самым пролог свадебной игры. Они трогали печь руками, гремели заслонкой (в Белгородской области), почитая печь как своеобразный домашний алтарь и пытаясь задобрить мифических невидимых покровителей семьи, живущих, по древним представлениям, в печи.

Сваты садились на лавку, не переходя матицу, подчеркивая свой статус чужих людей для этой семьи. Разговор начинали ино-сказательно, шутливо. “Мы долго вас искали, устали - пустите переночевать, мы ищем заблудившуюся телочку - говорят, она у вас здесь схоронилась,- у нас есть купец - хотим купить у вас товар” и т. п. Переговоры велись осторожно и деликатно - без категоричных заявлений, упреков, обид, допускались настойчивость, уговоры, хвастовство.

Считалось недостойным давать согласие в этот же день, даже если предложение было выгодным со всех сторон. Назначали день, когда можно было прийти за ответом. Но еще до официального согласия старались каким-нибудь образом предупредить сватов о своем положительном или отрицательном решении.Иногда об этом заботились сами сваты. Они специально оставляли за дверью палку, будто бы случайно забытую, и на другой день с извинениями возвращались за ней, заодно пытаясь узнать, стоит ли приходить за Ответом (Курская область).Не желая сватов обидеть отказом, говорили, что невеста мала еще, пусть годок посидит, что не готово приданое. Если же соглашались, то сообщали об этом и готовились к новому приходу сватов.

Заключительное сватовство и богомолье обычно происходили на другой день торжественно. Сваты шли по улице наряженные, несли в мисках холодец, закуску, четверть кваса, вина или водки, обязательно — хлеб и соль.После того как согласие родителей невесты получено, сватов приглашали к столу, они переходили наконец матицу, все вместе молились Богу, после чего первым делом разрезали хлеб и давали всем по кусочку, выпивали по рюмке квасу, ставили на стол закуску.В некоторых селах Курской и Воронежской областей в знак будущего родства сваху сажали на печь. Сваты просили позвать невесту - посмотреть, а нередко - спросить ее согласия. Невеста не смела сказать "нет”, тем более что впереди была возможность уговорить родителей отказаться - ведь еще предстояло смотреть женихово подворье, после чего свадьба могла расстроиться.

Заключительное сватовство совмещалось с договором или сговором - деловой беседой самых ближайших родственников в доме невесты во время специального застолья, где оговаривали количество приданого, день пропоя и свадьбы, продолжительность свадебных дней, количество гостей и прочее.Как правило, в крестьянских семьях за дочерью не давали никакого богатства в приданое (землю, скот), разве только если невеста была некрасива, глупа или бесчестна.

В качестве приданого по традиции невеста должна была иметь сундук с постелью, одежду праздничную и повседневную (в воронежско-белгородском пограничье - не менее 12 понев), утирки и праздничные рушники для убранства дома, подарки для своих будущих родственников.Но главное - невеста собственноручно готовила свадебную одежду для жениха - рубаху, порты, пояс, носки, кисет. В противном случае свадьбу называли беспорточной, что считалось величайшим позором.В свою очередь родители невесты просили справить дочери обновки - зимнюю одежду, сапоги, особенно если семья была бедной. Это называлось "выговорить шубу".

Лит.: книга Славянский мир; Календарные обряды - Т.Ф. Пухова, кандидат филологических наук (ВГУ); "Семейные обряды", "Свадебный обряд" - Г.Я. Сысоева (Воронежская академия искусств).

AOF | 16.11.2014 19:36:37