Народный костюм Вейделевского района

 Среди валуйских и вейделевских сел, показывающих в целом картину постепенной утраты самобытных черт в костюме к началу XX века, село Белый Колодезь стойко сохраняло свои традиции в течение длительного времени. Будучи когда то самым богатым центром в округе, где проводились крупные ярмарки, село всегда выделялось своей особой культурой. Здесь живут потомки крестьян, относившихся к категории помещичьих, а по особенностям говора называющихся цуканами. Это переселенцы из Кромского уезда Орловской губернии, куда в свою очередь они пришли из московских земель. Одежда этого села стоит особняком не только среди окрестных сел, но и вообще среди сел Белгородской области. Комплекс с понёвой и кичкообразным головным убором существовал здесь в самобытных формах, от­ личных и от одежды однодворцев Белгородско-Боронежского региона, и от понёвных комплексов других сел. Головной убор «кичка» Головной убор «кичка»Рубахи здесь сохранили старинный крой с прямыми поликами, пришивающимися по основе ткани, со скошенными к запястью рукавами, заканчивающимися кумачовыми «чехлатками» — манжетами. Полики и рукава украшал красный тканый узор и вышивка «в настёлку» (то есть «в настил»).

Иногда край полика, примыкавший к рукаву, «строчили» — делали мережку, которую здесь называли «форботами». «Форботы» вязались и крючком. Под них иногда подкладывали красную ткань, чтобы был виден рисунок. Узкая обшивка ворота — «передня» — была украшена вышивкой, на подставе рубахи располагались вытканные полосы. Молодые женщины и девушки носили «заграничные» рубахи, сшитые из набивного ситца. Иногда в таких рубахах комбинировались разные по цвету и рисунку ткани, полики выкраивались из кумача. Особо праздничными были рубахи с длинными рукавами.Понёва в Белом Колодезе состояла из трех полотнищ клетчатой ткани, с прошвой из ситца. Ширина полотнищ уже, чем в алексеевских и красногвардейских понёвах — два боковых по 33 см, заднее — 25 см, а клетка, сотканная из красных и голубых нитей, гораздо крупнее — 11x11 см. Красная клетка дополнительно вручную прошивалась красной шленкой. В свадебных и особо праздничных понёвах швы были скрыты кумачовыми полосами, украшенными кружевом, тесьмой, Кичка — внутренняя деталь головного убораКичка — внутренняя деталь головного уборапозументом. Прошва располагалась строго по центру и не прикрывалась фартуком. Вкруговую по низу понёвы нашивалась широкая кумачовая кайма, заканчивающаяся тканым орнаментальным пояском из шерсти.

Сверху в подворот вставлялся «ушкурень» — шнур для закрепления поневы на талии.Будничные и старушечьи понёвы декорировались более скромно — утолщалась нить клетки и пришивался к подолу красный поясок, вытканный на бердышке в 6 ниток. В селе долго сохранялась старинная традиция надевать понёву девочке в момент полового созревания с 12-13 лет, сменив ею детскую одежду — рубаху с пояском. В начале XX века наряду с понёвами девочки носили и юбки. Первые девичьи понёвы были довольно простыми и никак не украшались. Яркость,богатство отделки появлялись в 16-17 лет у девушек на выданье. У девушек было по несколько понёв, которые, как правило, готовила мать (сами девушки к свадьбе готовили рушники, рубахи, после просватанья — рубаху жениху). В этом же возрасте носили и юбки из красного сатина, украшенные машинной выстрочкой; их, в отличие от понёв, надевали с фартуком. Фартук появился здесь в комплекте с юбкой и кофтой («парочкой»). Шили фартуки из покупных тканей однотонной расцветки и украшали атласными лентами. Рубаха с «форботами» Рубаха с «форботами»Понёву подпоясывали традиционными полосатыми домоткаными поясами различной ширины, а также покупными голубыми или зелеными. Пояса завязывали спереди.

Дополняла костюм жилетка бордового (для молодежи) или черного сатина на подкладке. На полочках и по низу располагались полосы яркой ткани (желтой или синей), а также ряды зигзагообразной машинной строчки.Завершал праздничный наряд головной убор «кичка», состоящий из собственно кички, позатыльника, налобника и «платка» (надевалась кичка именно в такой последовательности).Кичка представляла собой полосу из простеганного холста, свернутого в виде подковы с тесемками на концах. К середине рулика подшивался прямоугольный кусок холста или ситца — «волоснйк». Окручивая волосы, зачесанные ко лбу, кичкой, сверху их прикрывали «волосником» и затягивали тесемками. Затем крепился налобник — полоса ткани, вышитая геометрическим орнаментом. Кроме вышивки налобники могли украшаться бисером, лентами, розетками из лент по краям налобника.Трапециевидныйнародный костюм позатыльник из ситца или сатина окутывал голову сзади. По низу пришивались «махры» — короткая густая бахрома из красного шелка ворсом вверх.

Позатыльник также имел тесемки для закрепления на голове. Сверху повязывали так называемый «платок», который больше напоминает узкое полотенце из миткаля с лопастями на концах, украшенными рядами разноцветных шелковых лент. «Платок» накручивали на голову так, чтобы концы оказались надо лбом и сбоку. Их скрепляли булавкой или брошью. Перед этим концы перекручивали впереди в виде узла, который назывался «пупух». Для придания убору должной высоты спереди под этот своеобразный тюрбан подкладывали твердую основу. Возле висков прикалывали «цвйтки» — кру­ги или полукруги из ткани или шерстяной бахромы с укрепленными на них перьями селезня («косицы»).Вместо «платка» на кичку могла надеваться сорока — круглая шапочка из красного шелка на твердой основе. Тогда весь головной убор назывался сорока». Оба головных убора считались свадебно-праздничными и впервые надевались после венчания, в дальнейшем — на годовые праздники.Девушки на девишник перед свадьбой подруги надевали «махры» — обруч из картона около б см шириной, обшитый черным сатином. По нижнему краю обруча пришивалась густая бахрома из красного шелка ворсом вверх.

В качестве украшений сельчанки использовали бусы из дутого стекла с рифленой поверхностью темно-зеленого или фиолетового цветов. На праздники и карагоды обували кожаные черевики «размереженные» — украшенные по носку и заднику аппликацией из кожи либо мелкими медными гвоздиками. На ногах черевики закреплялись «обвязками» — шнурками из шерсти. Работали в лаптях или чунях.Традиционная мужская одежда в селе дополнялась, как и женская жилеткой. Рубахи косоворотки расшивались геометрическим орнаментом по вороту-стойке, «мережке» (планка застежки), подолу и краю рукавов. Подпоясывались рубахи красными ткаными поясами с «махрами»(бахромой) на концах. Из всех сел Волоконовского района только Фашеватово сохранило традиционный костюм , схожий с валуйским, но гораздо аскетичнее — юбки не очень пышные, без воланов, украшенные одной-двумя атласными лентами и горизонтальными складочками. Аналогично оформлялись и фартуки, с добавлением кружева. По полочкам жилеток, как правило, черных и синих, выкладывались яркие ленты и выстрачивался узор. На рубахах черно-красный узор узкой лентой шел вдоль поликов, вышивались также манжеты. Интересной деталью фощеватовского костюма были поясные подвески-лопасти из прямоугольных кусков ткани на подкладке. Их расшивали бисером, лентами, бахромой из шленки и петлей подвешивали к поясу. Видимо, в селе Брянские Липягй Вейделевского района когда-то бытовали подобные подвески, превратившись со временем в украшение завязок фартука («рушнички»).

AOF | 11.11.2014 23:04:42