Народный костюм Белгородского района

Народный костюм Белгородского районаОгромным везением можно назвать сохранение в частной коллекции, созданной в конце XIX — начале XX веков, болховецкого женского и девичьего костюмов, которые сейчас находятся в Государственном этнографическом музее Санкт-Петер­бурга. Известно, что село было образовано «сведенца­ми» из города Карачева (Брянская область), говоря­щих на весьма своеобразном диалекте. По особеннос­тям говора и по костюму к Болховцу примыкали село Пушкарное и слобода Савино, как и Болховец, входя­щие сейчас в состав г. Белгорода.

В начале XX века в Болховце сосуществовали два типа сарафана — старинный косоклинный, сшитый из черной домотканины, и саян из фабричной ткани. Тип болховецкого косоклинного сарафана — распашной на лямках, который впоследствии стали делать цельным, а застежку имитировали пуговицами с воз­ душными петлями. Полоса по центру сарафана, обрам­ление верха и лямки были из красной ткани, подол сарафана украшался рядами лент. Помимо пуговиц на центральную полосу нашивались розетки из лент. Интересной особенностью сарафанов, бытующих в окрестностях Белгорода, были диагональные полосы ткани, проложенные по переду.

Этот же принцип декорировки был характерен для некоторых сел Яковлевского района. Судя по этнографическим образцам, в Болховце на­ ряду с рубахой с прямыми поликами, пришитыми по утку, и с широкими рукавами бытовал более старинный тип рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани, с длинными узкими скошенными к запястью ру­кавами и большими красными ластовицами. При таком крое четыре полотнища рубахи располагались так: два — спереди и сзади, еще два укороченных — по бокам. Попики пришивались к удлиненным частям средних полотнищ. Будничный вариант подобных рубах имел рукава обычной длины, праздничный шился с рукавами, в два раза превышающими длину обычных рукавов. Их приподымали, собирая в поперечные складки; на запястьях их удерживали длинные узкие манжеты, как правило, из кумача, украшенные вышивкой, тесьмой, шелковыми лентами и бисером.

Древнерусская традиция ношения рубах с длинными рукавами сохранялась в крестьянской одежде прежде всего в обрядовом костюме. Образец из этнографического музея — это свадебный костюм, на что указывает и «дымка», своеобразное покрывало-шарф на головном уборе из тонкой полупрозрачной ткани. «Дымку» использовали в свадебном об­ ряде многих сел Белгородчины. Головной убор невесты — чепец из шелка и галуна с «репьём)», украшением в виде розетки из нескольких слоев сосборенных лент. Такой же «репей» на ленте из серебряного по­ зумента вешали на грудь. Аналоги подобных сборчатых розеток можно найти в тульской традиционной одежде.

Девичий костюм, декорированный скромнее, тем не менее очень гармоничен по цвету, его колорит строится, в основном, на трех цветах — белом, черном и красном, с небольшим дополнением синего и серебра. Рубаха с красными поликами украшена геометрически-растительными узорами в технике «крест». Головной убор «повязка» в виде прямоугольника из парчи и кумача — один из практически исчезнувших к началу XX века видов девичьих головных уборов. Исстари болховчанки подпоясывали сарафаны расшитыми рушниками — «утирками», однако в музейных образцах — обычные полосатый и однотонный пояса, характерные для всех белгородских сел. Возможно, архаичные «утирки» бытовали параллельно с другими видами поясов. Обувь у жителей села, как и у всех потомков служилого сословия, была кожаной: «чивирики» (искажённое от «черевики») — праздничные туфли на наборном каблуке, украшенные впереди кисточками- «махорчиками», и повседневные «каты» из грубой кожи, похожие на обрезанные по щиколотку сапоги.

Лит.: И.П. Зотова. Белгородский народный костюм. Управление культуры Белгородской области

AOF | 23.09.2014 14:40:49