Масленица

Воистину народным праздником до сих пор считается на Белгородчине Масленица, бывшая некогда языческим весенним праздников в честь Ярилы — бога Солнца, Весны, Плодородия и Красоты. Сегодня бытует в христианстве как последняя седмица, когда уже нельзя есть мясо, на можно вкушать сыр, масло, яйца, молоко, сметану и блины.По существу, неделя масленичных празднеств стала подготовкой к Великому Посту. По сути же своем Масленица — это веселый русский карнавал, со своими ритуалами, обычаями и обрядами.Празднование Масленицы связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля — начало марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны

И хотя в ряде регионов области праздновать Масленицу начинают лишь с широкого четверга», готовятся к ней заблаговременно. Хозяйки убирают избы, чистят, моют домашнюю утварь, украшают жилище праздничными «попонами» (тканые дорожки), рушниками, полотенцами («ширинка», «утиральник»), скатертями , Готовят впрок и хранят в кадках сыр, творог, масло, сметану, чтобы достойно встретить праздник.«Хоть с себя что заложить, да Масленицу проводить», «Без блина не Масляна», «Масляна — объедуха, деньгам приберуха», — говорят пожилые селянки. И не без основания. Древний смысл обрядовой трапезы в том, чтобы сегодняшним изобилием вызвать еще больший достаток семьи в будущем.Отголоском язычества является и чучело Масленицы из соломы, одетое в женское платье, и сжигание «пурины» (ворох соломы) накануне, в день Вселенской Родительсой Субботы (день поминовения). Более того, в ряде районов Белгородско - Оскольского региона «пурины», соломенные или конопляные свясла, пуки соломы жгли в первый и последний день недели, в отдельных местностях — каждый день.

К примеру, в Чернянском районе парни с горящими жгутами по улице ходили, состязаясь, кто выше вверх подбросит. На оглоблях катали по селу мальчика с горящим конопляным жгутом. В Валуйском и Новооскольском районах было принято в первый день масленичной недели спускать с горы горящие деревянные колеса (символ солнца), жечь костры из всякого хозяйственного хлама, водить вокруг хороводы и прыгать через огонь.В Шебекинском, Чернянском, Старооскольском районах лучшие пряхи катались на донцах с гор, «чтоб конопя удалась длинна». Каждый день Масленицы имел свое «имячко»:

понедельник — «Встреча»;
вторник — «Заигрыши»;
среда — «Лакомка» (с этого дня можно было вдоволь угощаться приготовленными яствами);
четверг — «Разгул», или «Широкий Четверг» — кульминация праздника;
пятница — «Тещины вечерки» (зятья к тещам на блины ходили);
суббота — «Золовкины посиделки» (молодые невестки принимали гостей себя в дому);
воскресенье — «Прощеный день», «Проводы Масленицы».
И встречали Масленицу везде по-разному. В Белгородско-Оскольском регионе, например, делали соломенное чучело, с коим ходили по селу. Иногда трое ребят впрягались в сани и возили его вместе с красивой девушкой от дома к дому. В селе Доброе, что в Грайворонском районе, чучело Масленицы делали девки, а парни везли его на санях на «широкую улицу». Как свидетельствуют материалы исследований, Масленицу чаще всего открывали дети. С блинами в руках они шли на ледяную горку, напевая:

Здравствуй, Масляна-Масленка,
Гостюшка наша дорогая!
Мы на горе катаемся,
Блинами объедаемся!

Иногда лепили снежную бабу и скатывали ее с горы со словами: «Мы тебя сустречаем, Масленка, блинами да пирогами».В Белгородском районе рано утром мать будила сына, давала ему первый блин, кочергу или рогач и отправляла на огород «Масляну приветить». Скача на кочерге «верхом», он приговаривал:

Масленица-кривошейка,
Сустречаем тебя хорошенько:
Н а кониках вороных,
Да всё лошадках ездовых,
Сыром, блинами, пирогами,
Сыром, маслом, калачами.

Главную роль в Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю. На блины зовут гостей и блинами везде угощают: блины с маслом, сметаной, твороге с вареньем, медом. В селах с украинским населением на Масленицу готовят вареники с творогом и сыром. Для приготовления блинов хозяйки использовали в основном гречневую, пшенную или пшеничную муку. Причем, с понедельника до четверга выпекали большие толстые, пышные (дрожжевые) блины, а с четверга до воскресенья — маленькие тонкие, легкие, «нежные блинцы на молоке и яйцах.Как известно, все народы пекли пресные лепешки на угольях прежде, чем дошли до заквасного хлеба, а посему блины наши древнее хлеба. По народному обычаю блинами поминают усопших, а потому первый кладут «за упокой» или нищим отдают. В книге Святого Писания блины как праздничное яствие встречаются под именем млинов, как раздавал царь Давид народу «даяши по млину сковрадному».

С песнями и плясками, с ряжеными, потешавшими народ, с девичьими карагодами и молодецкими мужскими игрищами, заливистыми трелями троечных колокольцев, жаркими кострами, обильным застольем, катанием с ледяных гор на санках «крыгах», на чем попало под детский восторженый визг, хохот и шутки взрослых шествовала широкая Масленица по селам края, и не было ей равных по размах, щедрости и удали.Катанию с гор придавалось особое значение: чем дальше прокатишься, тем длиннее конопля вырастет. Неслучайно было катание девок на донцах и обязательно на празднично убранных тройках. Причем парни так оказывали знаки внимания приглянувшимся девушкам: «платой» за это был поцелуй, горсть семечек или орешков.Однако чаще всего девушке надлежало отработать летом 2— дня на поле хозяина тройки (Волоконовский, Валуйский, Грайворонский, Новооскольский районы). Женщины и девки «скакали» в «кружку» под игру музыкантов, пели разножанровые песни, чаще всего плясовые, карагодные, свадебные величальные, частушки:

Ох, носок под снежок,
Сделал правый ковырок,
В среду обжорку,
Выбрал себе женку.
Ух, ты, ух, ух;
Пляшет Ванька за двух.
Ты гуляй в разгуляй,
Себе девку примечай.

Бытовали и приговорки-судачества: «Моя невеска, усё треска. Мед и тот жреть

Моя невеска невдала,
Пойдет ь за соломой - волочиться,
За водой пойдеть - обольеться,
Начне печь топить - обожжеться,
Блины начне есть - обожреться.

В обрядовых песнях о Масленице говорили как о живом существе. Её просявляли, над ней подсмеивались, с нею прощались. В песнях первых дней масле­ничной недели она гостья дорогая, долгожданная и желанная:

... Ты пришла с добром,
Сыром, маслом и яйцом,
Сы блинами, с пирогами, да с оладьями ...
... Маслена, Маслена,
У сем ты годна,
Если б тебя семь недель,
А Посту одна.

Да и сам обряд встречи Масленицы — светлый, жизнеутверждающий. Мажорный лад большинства обрядовых песен — свидетельство тому.В песнях, исполняемых в конце масленой недели, она — баба-кривошейка, объедуха, обмануха:

... Ой, М асленая — полизуха,
Полизала сыр и масло, каравайцы.

И песни по характеру уже совсем иные: грустные, несколько скорбные. Масленицу упрекают в том, что она всех обманула, разорила, на Великий Пост посадила

:

...Ой, М асленая какая была,
Вот бы тебе семь недель,
А Посту одна.

Интересный обряд «колодки» бытует на Белгородчине в «хохляцких» селах, --замужние девушки привязывали к своим ногам щепки и пели матерям холостых парней:

Тетушка Полина, шо не женишь сына?
Глянь на Маню — бела, румяна,
Точь-в-точь для Ивана.
Хоть и руки белы, не боится дела,
Ткет, прядет и портки пошьет.
Что есть в чулане,
Подавай нашей Мане.

За это хозяйка подавала девкам вареники, блины, сладости. За особую «плату» снимали «колодки» у неженатых парней в Матрено-Гезово Алексевского района.А в селе Мощеное Яковлевского района было принято на «вулице» помечать неженатых парней «колотками» (платочками), которые крепили на левую сторону груди.Мужчины в Четверг состязались в силе и ловкости: перетягивали канаты, бились на «кулачках» («сам на сам» — один на один, «стенка на стенку» — улица на улицу или даже село на село). Дрались по особым правилам старинной борьбы, до первой крови. Расходились «с миром», пожав друг другу руки. Победителей женщины угощали «каравайцами», величали песнями, а молодые парни — дразнилками:

Четверг забияшка,
Чешет кулак Яшка.
Забияки мужики,
В ход пустили кулаки.

В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодоженам. И катание с гор, и катание на тройках были обязательными для новобрачных. Они должны были выходить «на люди» в праздничной одежде и посетить всех, кто гулял на их свадьбе. Одним из масленичных ритуалов был визит молодых супругов к родителям чаще всего в среду или пятницу). О визитах зятьев «к теще на блины» на Белгородчине бытует много шутливых песен и поговорок: «Зять на порог — стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять на двор — блины на стол» и так далее:

Ох, теща для зятя пирог испекла,
Она соли, муки на чатыре рубля,
А сахару, изюму на восемь рублей.
Ох, и стал ей пирог за двенадцать рублей.
Ой, теща наровить семерых угостить,
А батюшка сел, за присест пирог съел.
Ох, теща по горенке похаживала,
Она косо на зятя поглядывала.
Ой, что ж тебя, зять, да не разорвало
Нехай разорвет того, кто испек да его.
Ой, зять тещу стал у гости звать,
Приходи - ка, теща, к нам у гостюшки.
На Масленицу, что у пятницу,
У субботушку на работушку,
В воскресеньице на весельице.
Ох, зять тещу стал уподчиватъ,
Из кута до кута у чатыре кнута.
Ох, зять тещу все уподчивал,
От ворот, до ворот тещу за косы волок.
Ой, ешь, теща, охамякивай, В другой раз, теща, не повякивай.

Аналогичные варианты песен зафиксированы нами в Новооскольском, Корочанском, Белгородском районах. Однако в действительности «приём» зятя оставлялся радушно и хлебосольно, особенно если он был теще по душе:

Теща для зятя блины, пекла, Теща зятю блины подала. На тебе, зятюшка, блин в аршин, Не ржаной, не пш еничный — гречневый. Блин - то румяный, пышный такой, Маслом намазанный, ешь, дорогой. Хмельною бражкою блинчик запей, Только к жене будь подобрей.

Печеные яйца, а чаще всего яичница, готовилась для зятя обязательно. В свою очередь в пятницу зятья приглашали тещ на блины к себе. Как сказывают селяне теща и тесть должны были с вечера прислать все необходимое для приготовления блинов: мешок муки, сыр, творог, масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось оскорблением и большой обидой.На таких вечерках матери примечали: как живется дочери в замужестве, какая хозяйка из нее получилась, обихожены ли дети и муж. В субботу золовки наносили «визиты» невесткам, обязательно с гостинцами.Те в свою очередь накрывали богатый стол.Девушки устраивали свои «вечерки» (своего рода смотрины), приглашали парней, потчевали их блинами, а те угощали девок орехами и сладостями. Поэтическое содержание исполняемых при этом песен характеризует функциональное назначение «вечерок»:

Возле Дону, возле гаю,
Возле тихого Дунаю ...
Росла трава шелковая,
Муравушка зеленая.
Добрый молодец гулял
Табун коней загонял
Вороненьких залучал ,..

Особым смыслом был наполнен последний день Масленицы, не случайно названный «Прощеный». Суть содержания его — попросить прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей за вольные или невольные прегрешения с тем, чтобы очистить душу в предверии Великого Поста. «Добрый человек, прости меня, пожалуй», — говорил один другому при встрече, на что тот отвечал: «Бог тебя простит!» Эти слова сопропровождались троекратным поцелуем.Этот обычай неукоснительно соблюдался прежде всего в семье. Сначала младшие с преклоненной головой обращалис к старшим, затем — наоборот. Не совершить этого обряда — по образному выражению селян — «целый год жить в ненависти и злобе».

По воспоминаниям старожилов белгородских сел, в старину ходили на могилы умерших просить прощения. Надлежало оставлять на могилах блины и другие масленичные яства.Провожали Масленицу в большинстве регионов области с кострами, проводами— похоронами обрядового чучела. Жгли Масленицу поздно вечером. Везде по­разному. От простого сжигания вороха соломы у ворот до костров самой затейливой формы из всякого хлама на деревенском «пятачке» или на краю села.Во многих селах основой обычая проводов было сжигание чучела Масленицы на костре, пепел которого разносили по всей деревне, «чтобы весна и солнышко были милостливы ко всем». Вероятно, это были обрядовые похороны какого - то антнтропоморфного существа, олицетворяющего силы мрака, холода, смерти, а потому от него старались избавиться, чтобы оно не навредило­ пробуждающейся природе. По дыму костра селяне определяли судьбу будущего урожая. К небу пойдет — быть доброму, если же по земле стелется — неурожаю. Вокруг костра водили карагоды, пели обрядовые песни:

Ой, Масленица - гологузка,
Не доехала до города Курска.
Ой, Масленица, какая мала,
Было б тебе семь недель, а посту одна.
Прошла Масленица,
Наступил Великий Пост.
Наступил Великий Пост,
А про девок все распрос.
Ой, Масленица - кривошейка,
Не дала погулять хорошенько.

Было принято и блины в масленичный костер бросать со словами:

Гори, блин.
Гори, Масленица.
Масленицу провожаем,
Весну устречаем!
... А сегодня - воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая

!

«Всем миром» жгли Масленицу на «вулице» в селе Мощеное Яковлевского района, приговаривая:

Прощай, Масленка, прощай, На тот год приезжай!

Примечательно и то, что в селе Доброе Грайворонского района, например чучело Масленицы не сжигали, а оставляли на одном из недостроенных подворьев хозяин которого мог использовать солому в качестве корма для домашних животных.С Чистого понедельника начинались строгие дни Великого Поста. Смол­кали песни, шутки. Исключение составляли немногочисленные образцы так называмых «говеенских» или «постовых» песен и «танков»:

... Ой, шли - прошли две чернушечки,
Ой, алилуй, алилуй, Господи!
Ой, что не слышали, не видели,
Да не слышали, не видели,
Как душа с телом да расставалася.

В Великий Пост существенно менялось убранство изб, одежда селян. Скатерти со столов, «завески» с окон убирались. На «образа» и для повседневно, пользования доставались из сундуков особые полотенца «у печаль». Богато орнаментированные рубахи, поневы, завески, яркие подпояски, платки сменялись на скромные, будничные «постовые», лишенные всякой декоративности, орнаментальности и ярких расцветок.В основном селяне занимались домашними делами: мужчи- готовили сельскохозяйственный инвентарь, женщины пряли, ткали, вышивали, вязали и собирались в кругу своей семьи только за трапезой и работой.

Ограничение в пище строго соблюдалось даже малыми детьми. «В первую неделю Поста говеть начинали. Усё чё не доелось об Масленой, складывалось и береглось семь не дель до Паски. Нежели взрослые проказали, то сроду маленькие дети не попнутсяни за молоком, ни за сыром. Наводили квас, хрен терли, пышки пекли». Сказывают даже семечки, излюбленное лакомство селян, запрещались.Все было направлено на глубокую оценку совершенных людьми поступков, на «духовное , телесное» очищение и обновление души в преддверии светлого праздника Святой Пасхи, наступления новой вехи в жизни, прихода долгожданной весны после нескончаемой суровой зимы. Да и само слово «весна созвучно словам «ясности» вешней погоды, слову «ясна»

Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины )



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи

Сёла Белгородские. Энциклопедическое издание.

Осыков Б.И