Крестиный обед

Крестинный обед — важная часть обряда. Главные гости его — крестные родители, бабка-повитуха и самые близкие родственники, пришедшие «к младенwe хлеб-соль да кашу откушать». Ритуальное блюдо — каша — символ плодородия свидетельствует о единстве обрядов родильно-крестильного и аграрного циклов.

В большинстве регионов края этот праздничный обед получил название «каша». Обрядовость крестинного обеда насыщена магическими действиями, цель которых — обеспечить здоровье, благополучие и достаток не только родившемуся малышу, но и всему живому.

Наиболее полно это проявляется в формулах-пожеланиях повивальной бабки, крёстных родителей, гостей: «Водись на полоке ребятки, под полокой — телятки, под печкой — поросятки, а на полу — цыплятки», «Сколя всего в торгу, чёб столя было в ентом дому», «Чеб хлебушко родился, скот водился и малец здоровым рос».

Вспоминают, что в старину праздничная трапеза обязательно включала обряд продажи каши». Поставив на стол горшок с кашей, каравай и сосуд с бражкой, бабка (иногда кум или кума) подносила каждому стопочку и ложку каши «на закуску» со словами: «Кашу надобно купить, мальца с матерью здоровьем наградить!»

При этом каждый, включая и отца, клал сколько мог денег на тарелку в пользу бабки и на пирог — матери. С целью обеспечить благополучную жизнь малыша его обязательно укладывали на меховую шубу, давали в руки «крестные» медяки, поднимали высоко к потолку со словами: «Вот такой большой расти!» Было принято и кумовьям одаривать друг друга.

Как правило, кума дарила куму на память платочек, после чего, утерев подарком губы, он целовал её и одаривал деньгами.На крестинной беседе было принято величать кумовьев особой песней, при­уроченной к этому моменту.

При прощании мать малыша вручала кумовьям по пирогу, а те в свою очередь одаривали ее. «Бабину» кашу было принято съедать до конца, иначе ребенку грозила опасность быть рябым.

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 15.04.2015 17:15:13