Калюка

В селах Красногвардейского и Алексеевского районов сохранился до сих пор очень интересный инструмент с экзотическим названием «калюка». Этот инструмент имеет вибрирующий, какой-то магический, «неземной» звук. Тем парадоксальнее сочетается с его звучанием материал из которого он сделан. Чаще всего он изготавливается из стебля татарника — очень колючего растения (отсюда название — «калюка», колючий).

Ствол очищают от внутренних перегородок, на одном конце получившейся трубки делают срез наискось, под углом 45. Далее просверливается дырка-отверстие, как у свистка. Длина трубки может быть разной, но не длиннее руки человека. Прикрывая или открывая отверстие на конце трубки пальцем исполнитель может менять высоту исходящего звука на один тон и получать, таким образом, другой круг обертонов.

На высоту звука влияет сила воздушной струи, координация дыхания и очень чувствительные движения пальца, закрывающего отверстие. (Инструменты такого рода получили научное название — обертоновые флейты).

В Белгородской области встречается еще одно название такого инструмента—травинка. Нельзя пока совершенно точно утверждать, что травинка и калюка — это один и тот же инструмент, но сходство их поразительно. Еще в 1980 году экспедиция Московской консерватории обнаружила эту травяную флейту, заинтересовав, таким образом, фольклористов, изучающих Курско-Белгородские народные инструменты.

Однако наиболее интересная статья, напечатанная в журнале «Живая старина» № 1 за 1996 год, где авторы А.Б. Конюхова и В.Н.Теплова рассказывают о жителе с. Белобыково деде Даниле — большом любителе народной музыки и универсальном игроке на калюке. (На стр. 36 этого журнала есть расшифровка мелодий деда Данилы). На суперобложке журнала — портрет старика, играющего на «странной» довольно длинной дудке. Эго и есть «калшка». К большому огорчению, дед Данила умер, а нашим фольклористам остается искать других музыкантов, играющих на калюке.

В последнее время калюка все-таки стала вводиться в современные городские фольклорные ансамбли. Хочется надеяться, что именно они дадут ей новую жизнь.

Лит.: Русские народные инструменты Белгородской области. Горюнов Б.А., Елисеева О.В. Метод. пособиие.- Белгород 1998г. Народная культура Белгородчины.



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи