Ильин день

Отмечая сохранность календарного фольклора в крае, следует иметь в виду, что семейная традиция работы крестьян наложила на это свой добрый отпечаток.Как правило, на работу выходили всей семьей, надев чистые одежды. Это был праздник души, физической силы, почитание земли и хлеба, надежды на достаток и изобилие. Памятуя, что «Нива красна снопами, а стол — пирогами», селяне от зари до зари работали в поле, чтобы собрать урожай и сделать запасы на зиму.Поэтому начало жатвенных работ в крае также отмечено рядом обрядов. Так, прежде чем приступить к зажинкам (начало жневных работ), селяне выходили на ниву и со словами: «Господи! Помоги, дай силы и погоды», — молились на солнце. Первый сжатый сноп во многих регионах называли «именным».

Вечером его выносили на гулянье и с него начинали молотьбу. По утверждению старожилов, зерна и солома этого снопа обладали животворной силой. Последние колосья, как правило, не срезали, а оставляли «сторожу на бороду», молились, приговаривая: «Слава тебе, Господи, зато, что помог убрать, силы дал!», или пригибали к земле, связав травой. «Завивание» колосьев было направлено на то, чтобы возродить силу земли для будущего урожая.Зерна с последнего снопа также берегли до нового посева. Последний сноп называли «зимний». Его украшали красной лентой и заносили в дом. Окончание жатвы праздновали на «спажу» — третий хлебный Спас, широко, с обильным угощением. Но прежде чем сесть за праздничный стол, селяне выходили в поле и, обвязав соломой серпы, приговаривали: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку!» Или, взяв горсть земли, бросали ее через плечо со словами: «Нивушка, нивушка, верни мою силушку!»

Как видим, целевое назначение большинства древних земледельческих обрядовых действий, равно как и сопровождавших их обрядовых песен и закличек, носило на Белгородчине подчеркнуто практическую направленность. Выполнение тех или иных обрядов производилось обычно с целью оказать воздействие на те или иные явления природы в желательном для себя направлении и тем самым способствовать хозяйственному благополучию. 2 августа отмечается Ильин день, день Ильи-пророка. "Илья грозы держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей,ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. Так, в Ильин день, почитая Илью-пророка, хозяина гроз и молний, селяне старались умилостливить его рядом ритуальных действ. В этот день не купались, громко не пели, прятали все блестящие и металлические предметы, избы окуривали, изгоняя нечисть, которую «Илья убивал огненными стрелами». Поэтому день Ильи — «громовой праздник. Боясь прогневить Илью, селяне не работали, строго наказывая тех, кто нарушал этот запрет, вплоть до того, что продавали его инвентарь, а на вырученные деньги сообща пиво варили.Народный календарь сохранил массу примет, поверий, поговорок, приуроченных к августу, ибо этот период сопряжён с тяжелой работой селянина: «Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять». Более того, размеренности и упорядоченности этого цикла пожилые селяне строго придерживаются и поныне: «До Петрова дня — взорать, до Ильина — заборонить, на Спас — засевать».

Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины)

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.