Иконописание в Белгородском крае

Иконописание в Белгородском крае — вид религиозной живописи(писание икон), промысел распространенный в уездах Белгородской губернии (в дальнейшем уездах относящихся к Курской губернии, ныне входящих в состав Белгородской области.). Возникновение иконописания связано с устройством Богородице-Тихвинского женского монастыря в слободе Борисовка Грайворонского уезда. Для иконописных работ генерал-фельдмаршал Шереметев Б П. присылал из Петербурга в Борисовку опытных живописцев (Игнатьева и др.). Они обучали крестьян Борисовки иконописанию. Получив мошное развитие борисовское иконописание завоевало широкую известность. Так, известный художник Боровиковский до 1780 г. учился живописи в сл. Борисовке.

В 1911 г. в Борисовке числилось 900 иконописцев, из них 15 хороших мастеров 24 июля 1902 г. в Борисовке была открыта учебная иконописная мастерская.Эта школа имела четырехлетний курс. После успешного окончания выпускнику присваивалось звание мастера-иконописца. Желающим совершенствовать свое мастерство разрешалось пройти курс иконописания по лучшим образцам Киевского, Новгородского, Московского, Строгановского, Византийского стилей. Одновременно изучались живопись, священная история, богослужение, церковная археология, церковная иконография. В 1905 г. в иконописной мастерскойо бучалось 28 учеников. Необходимыми предметами иконописного промысла в то время являлись, доски для икон (из липы и ольхи), мольберт, палитра, муштабель (палочка для поддержания руки во время работы), фоштигель (яшик для красок), шпадель (роговая пластинка для красок), разные кисти, краски, олифа, сусальное золото и др.

Одновременно с иконописным делом развивались киотный, позолотный, иконообдельческий промыслы. Последний начал развиваться с начала XIX в В 1911 г. им занималось до 150 мастеров и мастериц. В иконообдельческом производстве использовались: личковые иконы, киоты, стекло, фольга (большей частью серебряная — «золотой* ее делали посредством лака), цветная бумага, бусы, гвозди, клей, замазка. Инструменты и приспособления : стол, квадратная плита из олова , чеканка , молоток, ножницы и др. Иконообдельческое производство было организовано также в женском монастыре г. Белгорода. После революции иконописное производство было разрушено, традиции утрачены, подготовка кадров иконописцев в Борисовке прекращена
Лит.: Златоверховников А. Иконописание в Курской губернии//Труды Курской Губернской Ученой Архивной Комиссии Выпуск I Курск, 1911.—С.78-85. Овчинников В. В.

AOF | 25.11.2014 09:46:14