Головные уборы

Кокошник

Старинные женские головные уборы

Наиболее старинными женскими головными уборами крестьянок были кокошник. Кокошник представляет собой головной убор, лицевая часть которого — очелье — имеет твердую основу, задняя часть — мягкая. Передняя часть кокошника украшалась вышивкой, бисером, полоской позумента или кружевом. Кокошники, старожильческого населения Урала имеют невысокое полукруглое очелье, относятся к типу «однорогого» кокошника. Подобные кокошники были широко распространены в центральных районах России.

В Чердынском уезде в середине XIX в. русские женщины и коми-пермячки носили кокошники, вышитые по очелью жемчугом, с затылочной стороной из красного травчатого штофа или ситца. Очелье кокошника укрепляли берестой или несколькими слоями проклеенного холста, покрывали кумачом или красной фольгой и украшали: по внутреннему и наружному краям нашивали зерна жемчуга (перламутра), внутри делали переплет из мишуры, в промежутках которого размещали зерна перламутра. Поверх кокошника повязывали платок, соединяя концы под подбородком или сзади. В Чердынском уезде бытовал также расшитый золотом кокошник, с очельем на твердой основе, сплошь покрытым золотошвейной вышивкой.

Высокий «однорогий» кокошник нижегородского типа носили жительницы городов и заводских поселков Невьянска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и сельские жительницы округи. Этот тип кокошника принесли с собой в XVIII в. переселенцы из центральных губерний России, прибывавшие на заводские работы.

В первой половине XIX в. кокошник бытовал как праздничный головной убор, был широко распространен среди разных слоев заводского населения. Кокошник этого типа имеет высокое заостренное очелье, его задняя часть вышита золотом по красному бархату, лицевая часть по периметру выложена позументом, украшена бисером и поддельными камнями, налобная часть очелья иногда имеет бисерную поднизь. С кокошником надевали большой платок, закрывавший плечи и спину.

Женские головные уборы северных губерний России, имевшие общее название "кокошник", значительно отличались своим обликом от южных. В отличие от сорок, они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами из различных фабричных тканей. Излюбленными поделочными материалами, использовавшимися в орнаментации северных уборов, были белый бисер, фольга, стекло,рубленый перламутр и речной жемчуг, добыча которого известна здесь с XVI века. Техника шитья жемчугом была сложной и требовала навыка и времени. Головные уборы, украшенные таким образом, стоили дорого, в XIX веке цена отдельных экземпляров достигала трехсот рублей ассигнациями. Поэтому они тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству следующим поколениям.

Среди орнаментальных мотивов преобладали растительные: ветви, побеги, цветы, деревья, а также изображения птиц. Основой для вышивки служили шелк, бархат, позумент. Формы северных головных уборов, несмотря на объединяющее их название, были весьма разнообразны даже в близлежащих районах. Почти вся поверхность шлемовидных "головок" из Осташковского уезда Тверской губернии покрывалась позументом, плотным шитьем золотной нитью и канителью, очелье заканчивалось жемчужной или бисерной поднизью-"ряской".

Головной убор "ряска" из близлежащего Ржевского уезда был миниатюрным, его богато орнаментированная тулья закрывала лишь пучок волос на затылке, а очень широкая ряска и позатылень – остальную часть головы. Кокошнику Каргопольского уезда Олонецкой губернии присуща форма шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши.

Вся поверхность его обшита сверкающим позументом, а налобная часть густо закрыта жемчугом и бисером геометрическими узорами. На лоб опускается хотя и не длинная, но многослойная поднизь. Необычное украшение в видешишек, обшитых по бели жемчугом и бисером и, согласно архаическим поверьям, олицетворяющих культ плодородия, имела кика из Псковской губернии.

Для Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской и ряда других губерний с XVIII века характерны плоские массивные кокошники с вертикальной или горизонтальной лопастью надо лбом. Они бывают вытянутой треугольной или округлой формы В иных случаях размах очелья достигает шестидесяти сантиметров.

Лицевая сторона таких кокошников богато расшивалась жемчугом с применением цветной фольги и вставок стекла, а затылочная делалась, как правило, из вишневого бархата и украшалась шитьем золотной нитью растительным или орнитоморфным орнаментом. Иногда вместо вышивки применялись полосы блестящего позумента. К кокошнику полагалась широкая перламутровая поднизь, закрывавшая почти весь лоб.

В начале XX в. кокошник выходит из повседневного употребления и сохраняется в качестве свадебного головного убора.

Лит.; Русский народный костюм Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина, Народное искусство Урала. Традиционный костюм ред.-сост. А.А. Бобрихин; А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.М. Тихомирова [Свердловский областной Дом фольклора]. Екатеринбург: «Издательство «Баско»

Копирование материалов разрешается только с указанием автора и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.