Гадания в Рождественский вечер

По поверьям, именно в ождественский  вечера девушки могут заглянуть в будущее, предугадать судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или долгое девичество, удачное или худое замужество, разлуку, дальнюю дорогу или даже смерть. Как показывают исследования, старожилы белгородских сел помнят огромное множество способов гаданий в ождественский вечер, возникших на основе древних религиозных верований и тесно связанных с мифологией. Таким образом, наши далекие предки пытались проникнуть в тайны окружающего мира, воздействовать на него и подчинить себе. Начиная Новый год, человек стремился узнать, как он сложится для него, чтобы соответствующим образом подготовиться. Поэтому в святочных гаданиях особенночетко проявились две главные темы в жизни человека: тема земли и урожая тема его личной жизни, брака, судьбы. Гадания в рождественский вечер имели разнообразие формы: истолкование снов, приметы, колдовство — и совершались как дома, так и вне его нежилых и хозяйственных постройках, на улице, у колодца, на реке, на перекрестке дорог, за околицей, одни — вечером, другие — в полночь, третьи — на сон грядущий

Для гадания использовались предметы домашнего обихода и сельскохозяйственный инвентарь. Так, зерно, колос, хлеб и все, что было связано с ним, истолковывался как символ, означающий плодородие и урожай. Гадания на урожай были схожи с приметами и основывались на конкретных наблюдениях за природой. Такие гадания совершал глава семьи. Особым образом толковались различные звуковые определения — лай собаки, скрип полозьев саней, разговор в доме, шум в церкви и так далее.

Так, по лаю собак определяли сторону, куда замуж идти. Подслушанное под церковными дверями в полночь духовное песнопение предвещало смерть , свадебные напевы — скорое замужество. Услышанный под окнами избы разговор  хозяев также предполагал определенный смысл. Скажет хозяйка кому-либо из домочадцев: «Иди!» — добрый знак для девушки. Слово «сиди» означает, что в этом году девушку не засватают. В качестве гаданий широко использовались куры, овцы, подпояски, лапти, свечи, вода, кольца, с помощью которых «девки на выданье пытались узнать свою судьбу в замужестве: скоро ли состоится свадьба, кто будет муж, каковы будут его внешность, характер, социальный статус и т. д. А поэтому нередко такие гадания сопровождались формулами типа: «Суженый-ряженый, покажись», «Суженый-ряженый, прийди ко мне наряженный» или «Залай, собачка, на свекровом дворе».

Наиболее распространенным гаданием повсеместно в крае считается метание лаптя, башмака, чирика, валенка через ворота. Упадет «обувка головашкой (носком) на улицу — добрый знак: замуж выйдешь, на собственный двор укажет — сидеть в девках еще год. Бросали через ворота и кушак, свернутый в клубок. Г); его развернутому концу определяли, в какую сторону и как далеко замужество предстоит. «Манаки на снегу делали», — вспоминает Брелова Е. И. (1923 г. р.) из села Веретенниково Красненского района. Падали спиной на сугроб и смотрели, какой след остался: ровный или «постеганный» — такая и жизнь будет. Под окна ходили — «стукали», спрашивая мужское имя. Названное — означал: имя суженого. Часто с такой просьбой обращались к первому встречному: «Как жениха звать?» — к мужчине, едущему на санях, провожая его до самой околицы. С целью узнать имя будущего мужа вызывали и дух умершего человека. Однако таким способом гадания пользовались самые смелые девушки, да и то крайне редко. Перед сном из лучинок или поленьев дров, былок подсолнечника делали под кроватью «колодец», загадывая, чтобы суженый-ряженый пришел коня напоить. Зеркало под подушку клали, чтобы жениха в нем во сне увидеть, в блюдо с водой — прутья из веника, а под подушку — пояс.

Ложась спать, девушка загадывала: «Суженый мой, ряженый, приди коня напоить и меня молодую опоясать». На полном ведре воды замыкали замок, а ключ прятали под подушку. Кто придет за ним (во сне), тот и мужем станет. Вышитое собственноручно полотенце («утиральник») девушка укладывала под подушку со словами: «Кого я задумала, приди ко мне, утрись моим утиральником».«Кочету» (петуху) «предлагали» зерно, воду и ставили перед ним зеркало. Станет петух вначале зерно клевать — быть девушке в замужестве за степенным да работящим хозяином, подойдет к зеркалу — «хлесткий» (гулящий) муж будет, станет «кочет» воду пить — не жди добра замужем: пьющим муж окажется. Аналогичным образом гадали и на курице. Только суть предсказаний несколько иная. Если курица начинала клевать зерно — «сытная» жизнь ждет девушку в замужестве. Воду начинала курица пить — плакать замужем девице придется. А коль курица к зеркалу подошла — богато оденет муж свою избранницу, всю жизнь красоваться будет.

По колышкам, выдернутым из плетня в темноте, угадывали, какой муж будет? Если колышек ровный и гладкий попался, то и будущий муж спокойный да покладистый достанется. А коль много на колышке сучьев, то туго придется молодой жене со сварливым мужем. Загадав любое число, отсчитывали равнозначное на плетне. По его внешней форме определяли характер и материальный достаток будущего жениха. Аналогичным образом гадали и на поленьях дров. Закрыв глаза, девушки наугад брали любое. Если попалось гладкое, ровное, с тонкой корой полено — это предвещало доброго и красивого жениха. Корявое полено с шероховатой корой — старого и некрасивого на вид, в толстой и хорошей коре — богатого. Ровно в полночь «вязали» в хлеву овцам ленты на шее, а утром смотрели, кого «повязать» удалось. Если ярочку — сидеть девушке в девках еще год. «Повязанный» баран — добрый для замужества знак. По цвету и качеству шерсти овец судили о характере будущего мужа.

По внешнему виду соломинки, вынутой ртом из стога, определяли достаток девушки в замужестве. Соломинка с колосом означала богатство, соломина без колоска — бедную жизнь. У порога дома «сеяли» просо и со словами: «Кто придя косить, тот жених мой будя» — ложились спать. Кто приснится, тот суженый и будет.В ходе музыкально-этнографических экспедиций в Белгородско-Курском регионе удалось зафиксировать и образцы гаданий, сопровождаемых подблюдными песнями. «Идуть за водой первая рожденная и последняя рожденная. Воду черпають, в хату приносють. Нальють в блюдо, кольцы туды поскладывають, платком накроють и поють:

За дижою сижу,
Питярнею вожу.
Свят, свят, свят вечер
Каму выница,
Тому сбудица!
Узошла дижа,
Полным - полна. 
Рассыпала маниста,
По закраму.  
С кем маниста собирать,
С тем век вековать. 
Ой, листья шумять,
Разлит еца хотят.  
Два голубочка,
Над прорубочкай. 
Скланилися,
Покланилися
Каму выница,
Тому сбудица,
Свят, свят, свят вечер.

А одна девка рукой в блюде водя и кольцы адне за адней вытягая: «Чья? Кому какая песня выпадя, то и сбудица». В Корочанском районе воду для гадания девки брали из трех колодцев в полночь и наливали в ступку, куда и складывали кольца или серьги, которые вынимались под песню:

Иисус Христос,
У ворот стоит,
Ой, ладо, ладо.
Со скотинкою, животинкою,
Ой, ладо, ладо.
( к богатому замужеству )

У стенки сучок,
То мой старичок,
Ой, ладо, ладо.
За него завалюсь,
Н икого не боюсь,
Ой, ладо, ладо.
( выйдет замуж за старого, но доброго человека)

Ой, мышь пищит,
Сто рублей тащит,
Ой, ладо, ладо.
Еще попищит,
Еще потащит
Ой, ладо, ладо.
( к нескорому замужеству)

Катилось зерно
По столу.
Ой, ладо, ладо.
Прикатилось зерно
К голубю
Ой, ладо, ладо.
(выйдет замуж в богатую семью за любимого)

Свинья лежит
Полосатая
Ой, ладо, ладо.
Полосатая, с поросятами.
Ой, ладо, ладо.
(родит девка до замужества).

Вспомнила Сорокина У. И. из Красной Яруги и гадание, которое надо было выполнить непременно в полночь в темной горнице на зеркале при свечах. Однако к такому способу гадания девушки прибегали крайне редко, ввиду боязни получить пощечину от «образа», увиденного в зеркале. До сих пор в селе бытует легенда о таком случае, причем эта «метка» оставалась с девушкой многие годы. Видимо, не случайно и бытование в исследуемом регионе страшных баек, рассказов, легенд о ведьмах, колдуньях, старухах, владеющих черной магией, встреч с которыми селяне боялись и опасались ввиду их способности принимать образы животных и умерших.

Обряд посевания

А утром 14 января еще затемно дворы обходят «посевальщики» (ребятишки и подростки мужского пола до 15 лет). Вбегая в хату, разбрасывают зерно по всем углам, речитативно напевая:

Дева Мария по полю ходила,
Бога просила:
«Зароди, Господи, жито, пшаница,
Под самою божницу.
Лен, конопи, вильнем колоти.
В поле колосисто, в дому пирожисто
Дай, Бог, здравствовать, хозяева!»

Мужчины также обходили дома, имитируя сев зерна, приговаривая:

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Здравствуй, хозяин с хозяйкою!
Зароди, Боже, жито, пшеницу.
На всякую пашницу.
Как у поле колосок,
Так пудовый пирожок.

Как видим, данный обряд носит чисто практическую направленность с пожеланием добра и благополучия хозяевам. Более того, такие поздравления завершались приговорами посевальщиков: «По полу теляток, на лавке — ребяток!» и «квохтанием»: «квох, квох, квох, вывиду сорак двох и чоб ни один не сдох». Разбросанное по избе зерно хозяйки, как правило, тщательно сметали и использовали затем на зеве, «чтоб урожай был густой и богатый», или скармливали домашним животным и птицам.

М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины)

AOF | 15.11.2014 21:21:03