Песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона

Уникален, на наш взгляд, песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона (Валуйский, Волоконовский, Новооскольский, Чернянский, Губкинский, частично Белгородский, Корочанский и Вейделевский районы).

Свои особые сезонные песни имеются здесь для каждого времени года, для каждой знаменательной даты земледельческого календаря: святочные, масленичные, семицкие, покосные, жатвенные, величальные «полевые» песни, исполняемые при прополке, трудовые «корительные», частушки («страдания», «тройками», «Семеновна», «барыня»), скоморошные, плясовые, хороводные, колыбельные.

Чрезвычайно богат местный свадебный песенный репертуар, представленный обрядовыми, величальными, лирическими, гостевыми, застольными, шуточными величаниями, ритуальными с неизменным припевом «душель мой», «ладо, ладо».

Узкий звуковой объем последних, внутрислоговые распевы на «е» и «о», огласовки согласных, богатство ритмического рисунка, неразвитость мелодии, преобладание гетерофонного соотношения голосов, унисонные звучания, многообразие поэтических образов свидетельствуют о довольно раннем происхождении жанра.

В селах Белгородско-Оскольского региона можно услышать типичные для русского юга лирические песни, звучащие на «беседах», посиделках, во время уличных гуляний. В целом лирическим песням данного региона присуща тонкая отточенность поэтического языка, разнообразие эпитетов, метафор, широта мелодического развития, использование размашистых интонационных ходов (в объеме сексты, септимы), богатство мелодической орнаментики, полифонический склад, октавный подголосок, уникальный исполнительский прием «взвизгивание» (села Двулучное, Шелаево, Колосково Валуйского района).

И все же несмотря на присутствие в местном песенном фольклоре общих характерных признаков (преобладание крестьянской, земледельческой тематики), этот регион представлен уникальным явлением в русской народной исполнительской практике — фощеватовским двуххорным пением каноном свадебных песен.

До сих пор нигде в России: ни в прошлом, ни теперь, — не было зафиксировано подобного исполнения. Перед тем как начать «игру» такой песни, певцы договариваются между собой: «Мы будем приказывать, а вы лелёкать», т.е. один хор ведет песню — рассказывает текст, а второй хор, вступая вслед, «лелёкает» припевные слова.

Полифоническое витье голосов захватывает слушателя особой мощностью, слитностью и цельностью многоголосной мелодии. Низкие женские голоса ведут песню», мужские высокие накладываются на женские. Возникает как бы смешение высокотесситурных и низкотесситурных красок, отчего песни звучат монолитно, плотно, но в то же время с ощущением широты звуковой шкалы.

Трудно представить, что это уникальное певческое искусство, ведущее свою родословную от культуры «служилых людей» южнорусского пограничья, развивалось во многом самостоятельно, как бы изнутри и, достигнув такого совершенства, приобрело особую замкнутость и обособленность от других исполнительских традиций региона.

Лит.: М.С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 15.04.2015 18:24:38