Егорьев день

Массой предохранительных обрядовых действий, ритуалов, песен, направленых на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить его плодовитость, наделен праздник Георгия Победоносца, или Егорьев день, в народе — Егорий, покровитель скота. В этот день впервые после зимы выгоняли домашних животных на пастбища.Особенная роль в этом весеннем празднике отводилась пастуху, которого нанимали сельским сходом задолго до Егория. Как правило, это был степенный и уважаемый в округе человек, знающий специальные заговоры для оберега скота умеющий играть на рожке. Практически повсеместно бытующая в крае песня:

Ох, не будите, меня молодую,
Да утром рано на заре.
А вы тогда меня взбудите,
Когда солнышко взойдет.
Роса на землю падет,
Пастух выйдет на лужок
Да заиграет во рожок.

— убедительное тому свидетельство. Кормили пастуха «всем миром» по очереди в течение всего сезона. За работу платили деньгами и продуктами: «с рога по яйцу с задницы — по блинцу». По рассказам селян, выгоняли животных со двора «по росе до солнышка». О первом выгоне их оповещали дети, за что получали от xoзяев печево в виде фигурок домашних животных. Аналогичную обрядовую еду хозяйки выносили и пастуху, а в первый день — еще и сало, лепёшки, блины и яйца.Однако прежде чем выгнать скотину на пастбище, хозяйка мочила ветку вербыв освященной воде, окропляла ею двор, живность и, трижды обойдя вокруг, хлестала её, приговаривая: «Господи! Благослови и здоровьем награди». А хозяин «кликал- Егория:

Макарий, ты наш храбрый,
Егорий преподобный,
Сохрани нашу скотинушку
И в поле, и за полем,
В лесу и за лесом,
От зверя лютого,
От человека злого,
От стихии и ненастья.

О другом обычае («обереге») поведала Япрынцева Т. Е. из Большебыково. «Покромку» (пояс) расстилали в воротах и гадали. Если коровы и овцы не заденут ее, выходя со двора, то будут весь год здоровы, и их не тронет зверь; если же зацепят, то ожидай болезни скота, а следовательно, и нужду в семье.В селах Белгородско-Курского региона еще и замок на подпояску клали, который сразу же замыкали, когда животные по ним проходили, «чтоб пасть звериная также крепко была закрыта».Утверждают, что и пастуший кнут обладает чудодейственной силой воздействия на животных. А потому, если корова занемогала и не могла подниматься, трижды зайдя в хлев, ее хлестали пастушьим кнутом, приговаривая: «Чистое поле, вольное раздолье.Пройдите сорок святых тем полем, тем вольным раздольем. Отыщите мою скотину посередь стада. Окрестите ее перстом, гоните ее тем хлыстом. Поднимите ее от худа-беды. Крест господний, хлыст пастуший. Аминь! Аминь! Аминь!».До сих пор в Арнаутово Красногвардейского района при болезни домашних животных (особенно коров) селянки читают на воду, которой затем их поют и обрызгивают:

На море, на океане, на острове Буяне
Там стоял престол,
Н а престоле И исус Христос!
Окрещал, освещал от колдунов, от колдуниц,
От редников и от редниц.
Три зари-зарницы, родные сестрицы,
Прийдите, отомкните ключи сильного молока,
Густой сметаны, кряжестой простокваши.

Я намоляю, я насылаю
Утренними зорями, вечерними зорями.
Я набираю воды от всякой беды.
Пособи, Господи, коровушке! (назвать масть)

На море, на океане,
На острове Буяне
Там стоял престол,
На престоле И исус Христос!
Окрещал, освещал,
Кто желтые пески прожал,
Только может насмеяться над коровушкой
Егорий, Власий, Желтоводий,
Пособи, Господи, коровушке! ( назвать масть )

Чтобы успокоить корову во время доения, хозяйка читала молитву: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Укроти, Господи, корову сию крепостями своими. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь!».Помнят и знают старожилы Белгородчины множество пословиц, примет и поверий Егорьева дня. «Егорий весну начинает, а Илья лето кончает», «Егорий на порог весну приволок», «На Егорья мороз — будет просо и овес», «На Егорья роса — не надо лошадям овса», «Год голодным будет, если кукушка до листьев кукует», «Кукушка кукует до Егория — скотина пропадет».По сей день бытуют в крае календарные ритуалы, связанные с трудовыми обрядами земледельческого цикла: первой пахотой, весенним севом, прополкой, уборкой урожая. Так, в день первого выхода в поле, хозяйки доставали мужикам чистые рубахи, праздничную скатерть на стол стелили, свежеиспеченный каравай хлеба клали. В короб с семенным зерном «мешали» зерно «посевальщиков» и освященное в Чистый Четверг.

Крошили туда и благовещенскую «проскурку». Лошадь в поле освященной веткой вербы «провожали», к сохе «проскурку» привязывали, ею же и лошадь «угощали». Скорлупу пасхального яйца в борозду клалили. Право бросить первую горсть зерна в землю в Валуйском районе, например, предоставлялось владельцу счастливого «жаворонушка», а также хозяину семьи.Обычно перед посевом произносили молитву и со словами: «Когда этот песок взойдет, тогда смерть в наш дом придет», — он действительно бросал сначала горсть песка.Безусловно, работы в поле селяне «по погоде начинали», строго следуя приметам и заповедям предков: «Землю согрело — не опоздай с посевом», «Вешняя пора — поел и со двора», «Где хозяин ходя, там рожь родя», «Гулянки не гулять, коли хлеб засевать». Как правило, сев начинали в день Бориса и Глеба (15 мая), поэтому по сей день в народном календаре значится: «Борис и Глеб сеют хлеб».

С хлебным полем связано огромное множество верований и примет. Об одном из них нам поведали большебыковские старики. Например, хлеб-жито в старину сеяли только мужчины, и ни одна женщина присутствовать при этом не могла. Иначе — жди неурожая. А вот репа и все овощные культуры — их удел. «Земелюшка чуя руку, хто с ею в ладу, да согласии живе, тому и добрый урожай давая». И с таким утверждением селян трудно не согласиться.Важнейшей аграрной датой в крае исстари почитался Микола веш­ний (Никола весенний — 22 мая) - покровитель лошадей. Главное событие этого дня — выгон лошадей в первый раз в ночное, где при свете костров на полной свободе подростки и парни жарят яичницу, а когда приходят девки — до утра водят танки и карагоды. С Николы и купаться начинали.

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 09:54:54