Девичник

Девичник (вечерки, вечерины, вечарыны) — это один из самых кульминационных моментов всей свадебной игры, последний день «вольной» девичьей жизни. А потому он наделен целым рядом магических действ, суть которых - способствовать ее счастливому замужеству и материальному благополучию в будущем.С этой целью на стол ставили пучок колосьев зерна или веточку (калины, березы, липы), украшенных красными ленточками, конфетами, выпеченными фигурками птиц, животных, «орешиков».С лирической песней ко двору невесты спешили подружки:

Перед теремом, теремом
Кукушка кукуя.
Да кукуя кукушка
Волю вспоминав.
Да была ли да мне воля
Во зеленом саду
Да теперь мне неволя
У чистом у полю.
Да Марьюшка плаче,
Волю вспоминав.
Да была ли да мне воля
У батюшки в доме
Да теперь мне неволя
У свекра у дома.

Закончив петь, на крыльце продолжали снова:

Перед сенями, сенями
Татьянушка плачет.
Да Татьянушка плачет,
Да Татьянушка плачет:
Волю вспоминает.
Да была мне воля,
Да была мне воля,
У батюшки в доме.
Да нету мне воли,
Да нету мне воли,
У свекра в доме.

Со слезами на глазах встречала невеста подружек, приглашая в дом. Каждая проходила к столу и клала свой узелок с «работой». Развязывая их, девушка-невеста н ачинала причитать:

Да любаи Вы, мои подруженьки,
Да спасибо Вам за Вашу работушку.
Да спасибо, что Вы меня послушали,
Что Вы холсты помыли и покатали,
И мне на колени поклали

.

Подлинного драматизма полна грустная прощальная песня подружек:

Да кукуй же ты, кукушечка,
Не умолкай.
Уже тебе не много да куковать:
От Егорьего дня до Петра...

Неумолимые интонации обреченности особенно ощутимы в запеве песни и в диалоге с причетом невесты. Поэтический текст песни построен на характерном для данного жанра приеме-метафоре, то есть происходящее в жизни девушки- невесты событие сопоставляется с картинами природы, что еще более подчеркива­ет глубинный смысл его.В течение всего вечера подружки помогали невесте уложить дары, приготовить свадебный наряд. За работой без умолку звучали лирические песни о предстоящей нелегкой судьбе девушки-невесты.Особым смыслом наполнен обряд выпечки свадебных караваев и «шишек (маленькие круглые булочки) с «загогулинами» (украшения из теста). В большинстве регионов Белгородчины главным «режиссером» и исполнителем здесь выступала сваха. Нарядно одетая, она зажигала вокруг чашки с мукой и свечи и, обращаясь к отцу невесты и гостям, говорила:

— Кум, благослови хлеб-соль: каравай замесить!
— И Вы, бабочки и девушки, благословите хлеб-соль: каравай замесить!
— Благослови, Боже, хлеб-соль: каравай замесить!

Следует подчеркнуть, что к выпечке караваев и шишек допускались, как правило,женщины, у которых удачно и счастливо сложилась семейная жизнь. Поэтому, заме­шивая тесто, они приговаривали: «Удайся, каравай, в меня: высокий, румяный, чтоб... не пустой!» Готовый каравай девушки «уряжали» веточками калины и цветочками бессмертника.Для шелаевских «вечарын» характерна выпечка блинов, коими подружки сами и угощались.Невесту сажали за стол «у красного угла», подружки рассаживались вокруг, на девичнике определялась и «большая дружка» (самая главная). Она садилась рядом с невестой. Чаще всего это была сестра жениха. Она снимала с головы молодой платок и расплетала ей косу. Затем вновь сплетала под напев «главной» песни:

Ох, на девишном вечеру
Растоплялась банюшка...
Разгоралась каменка,
Рассыпался дробнай земчуг
По серебряному блюдечку.
Там плакала Мареюшка

Символом прощания девушки-невесты с подружками, волюшкой, родительским домом был «косник», лента или платок, который она дарила самой любимой подруге. С заходом солнца невеста с подружками снаряжала к жениху «рубашников 3—5 парней или молодых мужчин). Возглавлял группу «рубашников» старший брат девушки. Они доставляли жениху подарки невесты: свадебную рубаху , пояс, носки, платочек. Однако «узелок» с добром не развязывали до техпор, пока не получали хорошее вознаграждение — выкуп, а для невесты — платок. Заслуживает внимания факт присутствия на девишнике парней. Он зафиксирован нами в Волоконовском, Валуйском и Красногвардейском районах.Однако, если в селе Безгодовка Валуйского района жених с «дружкой» и друзьями приезжал на девичник, чтобы выкупить и увезти приданое, то в Фощеватово Вот коновского района парни всю ночь пели с девками песни, оставаясь «зоревать» (ночевать)

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 09:35:34