Детские игры

Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Основа их организации - желание состязательности и соперничества. В ряду наиболее распространенных в крае следует назвать «Прятки», «В коршуна», «Кулючки», «В кошки-мышки», «Жмурки», «Лапту», «Столбы», «Салки», «Волк и Гуси» и многие другие.Большинство из них сохранили отголоски древней старины, реалии давно умершего быта. Так, разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям и охоте. Хороводные игры построены на основе хореографических движений, в соответствии с которыми подразделяются на круговые, некруговые и хороводы-шествия. Первая группа хороводных игр характеризуется драматизированным разыгрыванием сюжета в центре круга.

Таковы, например, «Костромушка-Кострома», «Селезень утицу загонял», «Каравай», «Король по городу ходя», «Василек-королек», «У нас по бору, бору» и многие другие. Вторая группа характеризуется делением участников на две половины, которые движутся навстречу друг другу по принципу «стенка на стенку». Такова, к примеру, большебыковская игровая «Что не йдуть».Хороводы-шествия основаны на разнообразных движениях»: «гуськом», «цепью», «змейкой», «рядами», «воротца», «завивание капустки», «вильком» и т. д.Как видим, все три группы хороводных игр разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению. Кроме того, практическая педагогика и искусство сочетаются в них со стройной системой физического и трудового воспитания.Так, во многих драматических и хороводных играх имититируется повседневная работа взрослых: забота о детях и животных, домашние хлопоты, семейные взаимоотношения, важнейшие производственные процессы: посев, прополка, уборка урожая — что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

В этой связи как никогда актуальны слова русского философа Н. А. Бердяева, что «изменения и улучшения в России могут произойти только от внутренних процессов в русском народе». Бесспорна и педагогическая мудрость таких выдающихся педагогов и философов, как, А. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Я. Яковлева, Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского, которые высоко ценили духовно-нравственный опыт своего народа и утверждали, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно целесообразно и гармонично и строится на глубокой связи с психологией, культурой, традициями своего народа. Следует подчеркнуть, что считалки (счетки, пересчет, жеребьевки), иногда состоящие из бессмысленных слов и созвучий, также перешли из взрослого фольклора. «Взрослые пользовались «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнием хозяйстве».

Наиболее точно суть происхождения считалок находим у В. П. Аникина: «Происхождение детских считалок, равно, как и поговорок, восходит к глубокой старине. И, несомненно, связано с древними формами гаданий, когда случайное выпадание жребия кому-либо считалось волей проведения судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость».Таким образом, детский фольклор есть часть быта взрослых, естественным путем включающий детей в круг их серьезных хозяйственных занятий и интересов. Воспитание у детей активности, сообразительности, воображения и инициативы нашло впоследствии свое отражение в играх, поговорках, загадках, считалках. Оригинальные произведения детского народного творчества формировали интеллектуальные и физические способности ребенка. Проникнутые принципом справедливости и дисциплины, они приучали к этическим общепринятым нормам и правилам поведения в социуме. Произведения детского русского народного творчества (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные, плясовые, небылицы) не потеряли своего значения и в наши дни. Они выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал, общечеловеческие идеи гуманизма.

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 09:35:09