Детский фольклор

Можно до бесконечности описывать многообразие бытующего в Белгородском крае пласта детского музыкально-поэтического творчества,созданного взрослыми специально для детей, так и традиционного устного творчества самих детей. К первому разделу мы относим колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, сказки с напевами, ко второму — считалки, дразнилки, игры и т. д.И хотя традиционное детское музыкальное творчество сложилось под посредственным влиянием древнейших попевок взрослых, это весьма самостоятельное и глубоко оригинальное явление. Оно — результат своеобразного детского мышления и мировосприятия и во многом обусловлено уровнем и состоянием народных традиций.

Так, в селах с высокоразвитыми фольклорными традициями дети, как правило, более музыкальны и знают большое количество детских закличек, приговорок, колыбельных песен, шуточных скороговорок. По­строенные на напевно-декламационных интонациях клича и зова, на традиционных устоявшихся попевках-формулах они доступны каждому малышу, так как отражают естественные повышения и понижения разговорной речи.Напевы детского фольклора характеризуются небольшим звуковым объемом, узкими интервалами (секунда, терция), нисходящим направлением мелодических линий.Как показывают исследования фольклористов и этнографов на Белгородчине ещё в 50—60-х годах нынешнего столетия в равной мере бытовали все три вида традиционного детского фольклора: календарный, потешный и игровой.Раздел детского календарного фольклора наиболее полно был представлен песнями календарно-земледельческого круга: колядки, щедровки, семицко-троицкие, купальские. К активно бытующим жанрам детского календарного фольклора края мы с полным основанием относим заклички раз­личным явлениям природы: дождю, радуге, солнцу — с просьбой полить, обогреть, осветить.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора — приговорки насекомым, птицам, животным, растениям. Например, широко бытуют в среде сельских детей приговорки божьей коровке с пожеланием «полетнть на небко», мышке — с просьбой заменить выпавший зуб новым и крепким и другие.Незатейливые приговорки, обращенные к дождю, чтобы он перестал лить или ещё «пуще» лил, к солнышку, чтобы оно выглянуло, к радуге — ничто иное, как языческие заклинания, своеобразные волшебные формулы:

Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи,
Хлеба краюшку.
Дадим тебе ложку —
Хлебай понемножку!

Дождик, дождик, перестань!
Я поеду на Ерданъ.
С ключиком-замочком,
С аленьким цветочком.
А ты радуга-дуга!
Отворяйка-ка ворота
Ключиком-замочком,
Аленьким цветочком!

Радуга-дуга,
Н е давай дождя,
Давай солнышко,
Красно-ведрышко!

Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают!

Месяц, месяц, взойди,
Под клеть гляди.
Ходи гуляй
Да нас освещай!

В музыкальном отношении приговорки наиболее разнообразны. В них сосредоточен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. В целом же напевы детского календарного фольклора сохранили в себе специфические особенности архаического мелодического склада. Прежде всего это узкий звуковой объем (терция-кварта), лаконизм изложения, подчас многократное повторение секундовых интонаций, их естественность, тесно связанная с речью. На основании этого напевы календарных песен очень легки и удобны в освоении, можно петь, напевно проговаривать и даже кричать

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 09:41:52