Крещение Господне

Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно. Вероятнее всего, это объясняется действами, происходящими в церквях и на водоемах. Крест — главный символ праздника. На реках и прудах «Ердани» делали прорубь — «ополонку», «прорубку», очень часто в виде большого креста.В ряде регионов края за несколько дней до Крещения мужчины мастерили ледяной крест используя для этой цели специальную форму из досок, клали ее на краю прорубии постепенно заполняли водой. Когда вода в форме замерзала, доски снимали Получался ледяной крест, который и устанавливался у проруби. Его обильно поливали насыщенным красным свекольным соком («рассолом», «отваром»), чтобы издали был виден.

Вода в проруби освящалась, и каждый селянин старался набрать этой «целебной водицы», чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. Более того, в Валуйском районе, например, одежду больных членов семьи надлежало окинуть в «Ердани». Это считалось хорошим знаком к выздоровлению.А в Чернянском и Новооскольском районах бытовал обряд освящения домашних животных включающий в себя целый цикл охранительных ритуалов. Во дворе дома делали круг, загоняли туда живность, кропили ее освященной водой, кормили хлебом, ходили вокруг с зажженными свечами и пением духовных стихов, перебрасывали через животных нож или топор с двух сторон «крестом».Практически повсеместно на Белгородчине после освящения воды в «Ердане» выпускали в небо голубей и примечали, куда те полетят. Если в сторону поля — жди хорошего урожая, а если в лес — недород будет. Здесь же деревянными крестиками из лучинок гадали о здоровье детей.

Крестики опускали в воду и наблюдали как они себя поведут: поплывут — добрый знак, останутся без движения — болезньодолеет детей в этом году.Мелком, смоченным в освященной воде, рисовали крестики над окнами домов на воротах, дверях, «чтобы в хате добро и здоровье жило». Старики знали, если не Крещение ясная морозная погода, жди летом засуху. Пасмурная и снежная погода предвещала обильный урожай.А после Крещения свадьбы играть начинали.Как видим, зимние Святки на Белгородчине — это необычайно многогранная в своих проявлениях совокупность языческих и христианских обрядов,бытуют и сегодня.Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника — «Сретения Господня» (в народе — Устреченья) — 15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются, «Зима с весною встречаются впервой».

Хотя и знали, если на Макария (1 февраля) ясно — веснаранняя, а Аксинья полузимница (6 февраля) — перелом зимы. Какова Аксинья такова и весна. И все же по погоде на Сретение судили, кто одержал победу: зима или лето.Со слов Дубцовой Е. С. (1913 г. р.) из села Пороз Грайворонского района нами записан обряд, приближающий, по мнению селян, весну. Дети снимают обувь и босиком бегут в сад. В этом заключался особый смысл помочь силам весны одолеть злую зиму.Находилось немало таких смельчаков, которые потом хвалились: «Теперь лето зиму победит непременно, я бегал в сад помогать.» Да взрослые, если случалась на следующий день оттепель, не упускали случая сказать: «Правда, дюжа вчерась Ванятка подмог лету, глянь, аж сосули заплакали».Де и по народному календарю значило: «Пришел Прохор да Влас — скоро и весна нас», «На Прохора — зима заохает». (24 февраля).

Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины )



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи