Чистый Четверг

Так, доныне еще повсеместно, по древнему поверью, в Великий Четверг утром перед восходом солнца купаются «для здоровья». Поэтому этот день называют еще Чистым Четвергом.«До петухов» спешат женщины набрать свежей водицы, «пока ворон крыла в ней не обмакнул», чтобы умыться этой водой, детишек искупать, а грязную — вылить в нехоженое людьми место. Хозяйке в это утро надлежало обойти все клети, «погукать» скотину, окропить ее освященной водой, испечь хлеб, чтобы обеспечить себе и семье такой же благополучный ход хозяйственных дел в течение всего года. Хозяин с такой же тщательностью выполняет свои обязанности: чистит и кормит животных, переставляет с места на место сельскохозяйственный инвентарь, считает деньги, и, несмотря на утренний час бражничает. Цель подобных действий одна — быть уверенным, что у него в течение всего года и деньги будут, и животные не падут, и инвентарь не поломается, и жизнь веселая будет.Взрослые сыновья лапти плетут, плотничают, кожи выделывают; дочери шьют, ткут, прядут — и все с той же целью: заслужить у таинственных сил природы возможность и желание заниматься этими работами в течение года.

Целебными свойствами наделили белгородские селяне четверговую соль. Чтобы сделать ее таковой, надлежало положить ее на стол рядом с хлебом в ночь накануне Чистого Четверга. А чтобы деньги не переводились в течение года, следовало утром их посчитать и перетряхнуть в карманах несколько раз.Предохранить посевы от весенних заморозков можно было, сварив кисель и выставив его за окно. И если до восхода солнца объехать на кочерге свой огород со словами «Крот, крот, не ходи в мой огород», можно было защитить землю от вредителей.Считалось большим грехом оставить дом и хозяйство «необихоженными на Велик день». А поэтому хозяйки убирали хаты, дворы, меняли убранство жилищ, доставали праздничные одежды, красили яйца. Самым простым и доступным способом окрашивания яиц является отвар луковой шелухи, иногда свекольный и травяной и даже цветные нитки и лоскутки, в которые яйца заворачивали перед варкой.В селах, где проживает украинское население, яйца не только красили, но и расписывали, называя «писанками». Согласно народному толкованию, линии узоров на них свидетельствуют о бичевании Христа Спасителя.

Надо сказать, что старожилы белгородских сел знают много обычаев, ритуалов, преданий, связанных с красным пасхальным яйцом. Воспринимая его как символ жизни и цветения в природе, селяне брали пасхальное яйцо, когда шли в поле засевать. В надежде на большой урожай катали перед севом по земле.Освященное в церкви пасхальное яйцо, по утверждению селянок, помогает в сердечных делах, усиливает девичью красоту, спасает дом от пожара, оберегает поля от града, защищает домашних животных от хвори. Поглаживая красным яйцом корову или лошадь, хозяин приговаривал: «Чтоб красна и гладка была, как это яичко». Если в семье были девочки, их умывали водой, в которой лежало освященное яйцо, со словами: «Белоличко, белоличко, будь красиво, как яичко». Пасхальное яйцо, полученное при христославии, берегут как талисман, предохраняющий от болезней, дурного глаза, несчастий. В Страстную Пятницу пекли паски»(пасхи) и пасхальные куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение освящали

Лит.:М.С. Жиров Народная художественная культура Белгородчины

AOF | 16.11.2014 09:03:11