Особенности музыкальной культуры Белгородско-Воронежского региона

Многообразие произведений музыкального фольклора Белгородско-Воронежского региона (Алексеевский, Красненсжий, Красногвардейский, Старооскольский районы, село Боровое Новооскольского района) представлено наличием всех 3-х родов: эпоса, лирики, драмы.

И хотя в чистом виде эпические жанры в этом регионе не зафиксированы, в репертуаре аутентичных ансамблей сел Нижняя Покровка Красногвардейского района и Подсереднее Алексеевского района есть лирико-эпические песни о борьбе русских с татарами.

Уникален факт: баллада о вражьем полоне, записанная в Подсереднем, бытует во многих вариантах. Слушая их, «... мы как бы движемся по историческим эпохам — древние представления о мироздании постепенно переплавляются в тему личной судьбы.

Соответственно меняется и жанровый облик напевов — от календарного мелоса, эпического сказания к балладе и колыбельной». Хорошо помнят народные исполнители и духовные стихи.Процесс формирования традиционной лирики региона совпадает с периодом освоения «дикого поля» и строительством городов-крепостей на южных рубежах Московского государства с конца XVI— XVII вв. Вот почему мужское начало играет чрезвычайно важную роль в местной лирике.

«Мужской характер песенной лирики очевиден уже в поэтическом содержании, в сюжетной тематике протяжных песен. Их тексты излагаются от лица представителей сильного пола. В еще большей степени мужское начало проступает в напевах местных лирических песен — волевых, активных, ярко эмоциональных, приподнятых по настроению».

Согласно народной терминологии, протяжные лирические песни в данном регионе именуют «долгими», «тяглыми», «стяжными», что обозначает характер исполнения: вдумчивый, серьезный, сосредоточенный, как мелодическая форма достаточно обширных размеров, длительно и протяженно развертываемая на «большом дыхании» преимущественно в медленном или весьма умеренном темпе.

Одно из главных достоинств протяжных лирических песен данного региона — богатство многоголосного распева. «Голоса поющих отчетливо подразделяются на три обособленные группы. Запевалы ведут основную, среднюю вокальную партию. Нижние голоса «басуют», образуя прочное гармоническое основание, надежный фундамент всей песни. Верхние подголоски, согласно местной терминологии, «тянут на пистон».

Они противопоставляются главной мелодии, проходящей у запевалы, и в то же время поддерживают ее. Сливаясь в одну вокальную партию, верхние голоса строго координируются с басом, формируют с ним устойчивый квинтовый «каркас».

Следует отметить, что в регионе встречается очень мало песен, имеющих календарную обрядовую приуроченность и не связанных при этом с хореографией (единичные образцы семицких, троицких, колядок, щедровок).Зато и сегодня в деревнях и селах региона в огромном количестве бытуют весенние, летние, зимние хороводные песни с пляской, игры.

Их напевы отличаются особыми ярко выраженными музыкально-стилевыми признаками. Обратим внимание на наиболее заметные их свойства, такие как «... подвижность темпа и активную моторность, определяемую последованием родственных по рисунку плясовых фигур. Интересно строение поэтического текста хороводных: в большинстве песен имеются припевные асемантические слова «лёли, лёли, али лей, лёли, лёли», из-за чего в местной терминологии они получили название «лёлюшек».

По местным представлениям, термин «петь» употребим здесь лишь в церковном песнопении, а хороводные и свадебные «лёлюшки» — «играют». Не случайно народные исполнители подразделяют «алилёшные» песни на три вида: «кара- годные», «свадебные» и «беседные».

Особыми жанровыми свойствами обладают песни свадебного обряда. Прежде всего следует отметить обилие «лелёшных» песен с пляской, сопровождающих практически все основные элементы свадебной игры.

Свадебные обрядовые песни строгого характера приурочены к наиболее кульминационным моментам свадебного действа — «повиванию» невесты. Таковы повсеместно многовариантные «Трубушки» и «Трубы трубят все вечерние».

Близки к ним по жанровой стилистике ритуальные песни, бытующие в ряде сел на севере Усердской стороны, названной так В. М. Щуровым, (относительно небольшая территория русских сел Красногвардейского и Алексеевского районов, ограниченная с юга течением Тихой Сосны, начиная от поселка Красногвардейское, на востоке— селами Большебыково, Расховец, Камышинка), исполняемые на «девишнике»

«Сборный день суббота», «На девишном вечеру» и «Там летела и порхала перепелочка». Широкие по протяженности варианты напевов этих песен, со свободной музыкально-поэтической декламацией запевалы, на фоне причитаний невесты повествуют о быстротечности времени и о жизни — вместилище радости и утрат.

Практически повсеместно в регионе бытуют «сиротские» песни, посвященные невесте-сироте.Обращает на себя внимание множество колыбельных песен, пестушек, прибауток-потешек, небылиц, сказок с песенками.



Копирование материалов разрешается только с указанием источника (BELUEZD.RU) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (https://beluezd.ru)!

  1. HTML ссылка:
  2. Ссылка для Форума:

Комментарии (0):

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Популярные статьи

Сёла Белгородские. Энциклопедическое издание.

Осыков Б.И